Четвертый крестовый поход – кратко. Четвертый крестовый поход 4 ый крестовый поход таблица

Вместо освождения Святой земли, крестовый поход привёл к разграблению Константинополя, фактическому уничтожению Византийской империи. Она перестаёт быть самостоятельным государством на более чем 50 лет, распадаясь при этом на:

1. Латинскую империю

2. Никейскую империю

3. Эпирский деспотат

4. Трапезундскую империю

Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах - Сербией, Болгарией и Венецией.

Этот поход обозначил глубокий кризис всего крестоносного движения

Пятый крестовый поход

Провозглашённый папой Иннокентием III в 1215 году на четвёртом Латеранском соборе, новый крестовый поход начался только в 1217 году, уже при новом главе католической церкви – Гонории III .

В Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, во главе которых встали король Венгрии Андраш II , герцог Австрии Леопольд VI и герцог Меранский Оттон I .

Военные действия шли вяло, и в 1218 году король Андраш вернулся домой. Вскоре в Святую землю прибыли подкрепления под предводительством Георга Видского и графа Голландии Вильгельма I . Крестоносцы решили напасть на Египет, который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Султан Аль-Камиль предлага л чрезвычайно выгодный мир: он соглашался на возвращение

Иерусалима христианам.

Первоначально, это предложение было отвергнуто, но неудачные боевые действия, связанные с затянувшейся осадой города Дамиетта и большими потерями, вынудили заключить мир в 1221 году, по которому крестоносцы получили свободное отступление, но обязались очистить Дамиетту и вообще Египет.

Шестой крестовый поход

Начав поход в 1228 году, Фридрих II Гогенштауфен восстановил укрепления Яффы и в феврале 1229 года заключил договор с египетским султаном Аль-Камилем. Ему удалось заключить договор с мусульманами, по которому они отдали ему Иерусалим, так как не хотели сражаться с крестоносцами. Уже в марте он вступил в заветный город.

Но уже после отъезда Фридриха французские рыцари возмутились против его наместников. В течение ближайших 15 лет Иерусалимское королевство сотрясали войны и грабежи, пока в 1244 году армия туркменских всадников, призванных султаном Эюбом из Хорезма, захватила Иерусалим и истребила христианское войско близ Газы.

Седьмой крестовый поход

В 1244 году хорезмийцы, спасаясь от монгольского нашествия, стремились присоединиться к египетским мамлюкам, пригласившим их для совместного отражения угрозы. По пути они захватили, разорили и разрушили Иерусалим

На призыв папы откликнулся лишь французский король Людовик IX , специально для этого подписавший мирное соглашение с английским королём (остальные короли как всегда были заняты междоусобицей). В 1245 году Людовик публично объявил о своём намерении возглавить очередной крестовый поход.

К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах. В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход. На пути в Египет они высадились на Кипре, где переждали зиму.

6 июня французы захватили Дамьетту. Богатый Египет представлялся Людовику хорошим плацдармом для наступления на Иерусалим. Но неожиданно разлившийся Нил лишил войско передвижения на 6 месяцев . За это время французские солдаты в значительной мере утратили боевой дух, предавшись грабежам и удовольствиям.

8-11 февраля 1250 года крестоносцы потерпели поражение в битве при Эль-Мансуре. Брат короля, Роберт д"Артуа, погиб в сражении. Главные силы

французов во главе с королём вскоре были атакованы мамлюкским военачальником Бейбарсом. В этом сражении французы потерпели неудачу, однако вместо того, чтобы отступить к Дамьетте, Людовик IX принял решение осаждать Эль-Мансур. Сопровождаясь голодом и болезнями, осада длилась до марта 1250 года, когда Людовик попытался отступить к Дамьетте. Однако он был настигнут мамлюками при Фарискуре: армия была разбита, а сам он попал в плен. В мае того же года пленные французы с королём были отпущены за выкуп в 800 000 безантов (византийская золотая монета). По условиям договора египтянам возвращалась Дамьетта.

Восьмой крестовый поход

Восьмой крестовый поход стал последней серьёзной попыткой европейцев вторгнуться в земли арабов. У европейской знати уже не было желания продавать своё имущество, чтобы отправляться в неведомые восточные земли. Впервые руководителю крестового похода пришлось полностью взять на себя расходы и платить жалованье рыцарям.

В 1260 году султан Кутуз нанёс монголам поражение в битве при Айн-Джалуте и овладел городами Дамаск и Халеб. После смерти Кутуза султаном стал Бейбарс, обратившийся против Боэмунда Антиохийского: в 1265 году он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 году в его руки попала Антиохия, вот уже 170 лет бывшая оплотом христианства.

Между тем Людовик IX снова принял крест. Его примеру последовали его сыновья (Филипп, Жан Тристан и Пьер), брат граф Альфонс де Пуатье, племянник граф Роберт д’Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), король Тибальдо Наваррский. Кроме того, обещание вступить в крестовый поход дали Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха III - Эдуард и Эдмунд.

В июле 1270 года Людовик отплыл из Эг-Морта. В Кальяри решено было начать поход с завоевания Туниса, находившегося под властью династии Хафсидов, что было бы выгодно для Карла Анжуйского но не для христианского дела в Святой земле. Будучи уже под Тунисом, среди христиан стал распространяться мор: сначала папский легат, а затем и сам король Людовик IX скончались в муках.

Вскоре с мусульманами был заключён мир, выгодный в первую очередь для Карла Анжуйского: тунис обязался платить дань королю Сицилии, христианским священникам позволялось селиться в нём и проводить проповеди в местных церквях. На обратном пути крестоносцев ждала морская буря. Погибло четыре тысячи воинов, в том числе и брат короля. Филипп III Смелый отправился во Францию. На пути домой погибла и юная королева. Опечаленный монарх вёз на родину останки отца, брата и жены.

Принц Эдуард, сын английского короля Генриха III попытался продолжить поход. Он успешно продвигался вперёд, но вскоре пожелал

вернуться в Акру, чтобы обратить местного эмира в христианскую веру.

Эмир отправил к Эдуарду посла, который оказался убийцей. Покушение оказалось неудачным: раненный в голову принц сумел отбиться.

Через некоторое время Калаун, преемник Бейбарса, отправился войной на христианские Триполи, Лаодикею и Акру. Вскоре все города были взяты, а христиане изгнаны со Святой земли.

“Взгляд с Востока”

Средневековые арабы поначалу не придали появлению крестоносцев большого значения. Им казалось, что это лишь очередное вторжение варваров или византийских наемников. Они не осознавали, что крестоносцы были движимы религиозными побуждениями и кристаллизация основ нового движения представляла долгосрочную угрозу для ислама.

Лишь постепенно, начиная с 1140 года, под влиянием таких лидеров, как Зенджи, Нур ад-Дин и Салах-ад-Дин, начала формироваться идеология и практика борьбы против крестоносцев. Этому способствовала и развернувшаяся пропаганда джихада - в стихах и прозе, - призывавшая мусульман к моральному обновлению.

Кэрол Хилленбранд приводит описание изменение отношения мусульман к алкоголю: “ Ил-Гази, правитель Мардина, праздновал победу над Роджером Антиохийским, "предаваясь неумеренным возлияниям". Зенджи был убит рабом, находясь в пьяном обмороке. Его сын, Нур ад-Дин, также имел пристрастие к алкоголю, однако после ряда поражений в боях с франками он одумался и стал вести аскетический образ жизни. Его преемник Салах-ад-Дин уже не употреблял ничего крепче шербета. Позднее, в 1260-х годах, мамлюкский султан Бейбарс принял особые меры, чтобы не допустить пьянства среди своих солдат ” .

Лишь немногие представители Запада осознают, какому унижению подвергли крестовые походы мусульманский мир.

Помимо многочисленных жертв среди простого населения, разрушения городов, грабежа и насилия, можно упомянуть уничтожение просвещённой части арабского мира, разорение библиотек, вывоз книг и, как следствие, культурный упадок. Уже к концу XI века сколько-нибудь значительных и оригинальных мыслителей, ученых, поэтов или историков на территории завоёванных земель не было..

Поэтому неудивительно, что арабские источники неизменно рисуют франков как отвратительных, грязных и похотливых животных, сам контакт с которыми оскверняет. Храм Гроба Господня почти стандартно именуется "церковью отбросов".

Итоги

Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при

всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

Византийская империя.

Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261 . Поэтому такую задачу походов, как защита Византии от турецкого нашествия, можно считать лишь частично выполненной: они лишь отсрочили её падение (1453 год).

Торговля .

Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья.

Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах (достаточно вспомнить, как шедшие в поход феодалы оставляли свои средства на хранения).

Феодализм и церковь.

В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.

Третий крестовый поход

Второй крестовый поход

В XII в. началось сплочение мусульманских княжеств, в результате чего крестоносцы стали терять свои владения. В 1144 г. правитель Мосула завладел Эдессой. В ответ на это был предпринят Второй крестовый поход (1147-1149). Его главным вдохновителем выступил один из самых реакционных деятелей католицизма того времени аббат Бернар Клервоский. Поход, возглавляемый французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III, потерпел полнейшую неудачу. Немецкие крестоносцы были наголову разбиты сельджуками в Малой Азии; французские крестоносцы безуспешно пытались взять Дамаск, но, ничего не добившись, бесславно вернулись в Европу.

В середине XII в. между западноевропейскими государствами, стремившимися к утверждению своего господства на Средиземном море, а также между ними и Византией стали нарастать серьезные противоречия. Это обрекало на провал крестоносные предприятия.

Во второй половине XII в. произошло объединение Египта, части Сирии и Месопотамии. Во главе нового государства (с центром в Египте) стал султан Салах-ад-Дин (Саладин). В 1187 г. он завладел Иерусалимом.

Это послужило поводом к Третьему крестовому походу (1189- 1192), в котором участвовали феодалы Германии, Франции и Англии. Во главе крестоносцев стояли германский император Фридрих I Барбаросса и короли Филипп II Август (Франция) и Ричард I Львиное Сердце (Англия). Фридрих I, имевший агрессивные намерения в отношении Византии, заручился поддержкой ее ближайшего противника на Востоке - иконийского султана, враждовавшего с Салах-ад-Дином, в ответ на что Византийская империя вступила в союз с последним. Поход начался рядом неудач. Немецкие крестоносцы даже не достигли Палестины; они повернули назад после того, как Фридрих I утонул, переправляясь через небольшую горную речку в Киликии (Малая Азия). Французские и английские крестоносцы на протяжении всего похода враждовали между собой. Ричард I, стремившийся обеспечить влияние Англии на Средиземном море, по пути в Палестину попытался захватить Сицилию. Это вызвало противодействие Филиппа II и недовольство нового германского императора Генриха VI, претендовавшего на сицилийскую корону. Английскому королю пришлось довольствоваться захватом острова Кипр.

По прибытии в Палестину крестоносцы осадили Акру, которой овладели только в 1191 г. В самый разгар военных действий Филипп II уехал в Европу, где заключил союз с Генрихом VI против Ричарда I. Английский король, безуспешно пытавшийся вернуть Иеру садим, в конце концов добился у Салах-ад-Дина лишь некоторых уступок: за крестоносцами сохранялась прибрежная полоса от Тира до Яффы. Паломникам и купцам разрешалось в течение трех лет посещать Иерусалим, оставшийся под властью Египта. Столицей Иерусалимского королевства стала Акра.


Четвертый крестовый поход (1202-1204) особенно ярко обнаружил истинные цели кресто носцев и выявил резкое обострение противоречий между западноевропейскими странами и Византией. Он был начат по призыву папы Иннокентия III (1198-1216). Первоначально намечалось направиться в Египет, однако закончился поход захватом Константинополя и разгромом Византийской империи.

Решающую роль в изменении направления похода сыграла Венеция, к которой, не имея собственного флота, обратились крестоносцы. Купеческая олигархия, стоявшая во главе Венецианской республики, решила воспользоваться этим, чтобы с помощью крестоносцев нанести удар своему торговому сопернику - Византии. Венецианский дож Энрико Дандоло (1192-1205) потребовал за услуги огромную сумму - 85 тыс. марок серебром. Крестоносцы согласились на эти условия. Однако вскоре оказалось, что они не в состоянии внести всю сумму. Тогда Дандоло, желая помешать походу на Египет, с которым венецианцы вели регулярную торговлю, предложил крестоносцам в.качестве компенсации за недоплаченные деньги помочь Венеции завоевать далматинский город Задар - крупный торговый центр на восточном побережье Адриатического моря, конкурировавший с венецианскими купцами. В 1202 г. город был захвачен. Затем Дандоло по сговору с предводителем крестоносцев - итальянским князем Бонифацием Монферратским - направил войска и флот к Константинополю. Предлогом послужило обращение за помощью к папе и германскому королю царевича Алексея, сына свергнутого еще в 1195 г. византийского императора Исаака II Ангела.

Бонифация Монферратского втайне поддерживали Филипп II Август и некоторые магнаты Франции и Германской империи, рассчитывавшие извлечь выгоды от войны в Византии. Папа Иннокентий III, получив обещание от царевича Алексея, что в случае успеха предприятия греческая церковь будет подчинена «апостольскому престолу», фактически оказал содействие вождям крестоносцев в осуществлении их планов, хотя официально и запретил им причинять ущерб христианским землям. Таким образом, все наиболее влиятельные политические силы тогдашней Европы толкали крестоносцев к захвату Византии.

Осадив Константинополь летом 1203 г., крестоносцы добились восстановления на престоле императора Исаака II. Однако, когда он не смог уплатить им целиком сумму, обещанную за помощь, крестоносцы в апреле 1204 г. штурмом взяли город и подвергли его жестокому разгрому. Огню предавались целые кварталы, был беспощадно разграблен храм святой Софии.

За падением Константинополя последовал захват половины Византийской империи, главным образом территорий на Балканском полуострове, где крестоносцы основали свое государство - Латинскую империю (1204-1261). Независимые государства сохранились только на западе Балканского полуострова (Эпирский деспотат), в северо-западной части Малой Азии (Никейская империя) и на южном побережье Черного моря (Трапезундская империя).

Больше других получили в результате завоевания и различных сделок венецианцы. К ним перешли часть Константинополя, Адрианополь, большое число гаваней на берегу Мраморного моря, ряд островов в Эгейском море, юго-западный Пелопоннес, остров Крит.

Латинская империя просуществовала сравнительно недолго. В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог при помощи денег и флота генуэзцев - главных торговых соперников Венеции - овладел Константинополем и восстановил Византийскую империю. Но былое богатство и могущество Византии в результате Четвертого крестового похода были навсегда подорваны.

Четвертый крестовый поход 1202 - 1204 гг. имеет особенное значение в истории и занимает исключительное положение в литературе. Не говоря уже о том, что в четвертом крестовом походе на первый план ясно выступает не религиозная, а политическая идея, он отличается хорошо обдуманным и искусно проведенным планом.
Направленный против Византийской империи и завершившийся завоеванием Константинополя и разделением империи, этот поход является выражением долго скрываемой вражды и удовлетворением того настроения, которое воспитали в западных европейцах первые крестовые походы . 4
К концу XII в. уже ни у кого из политических деятелей не оставалось сомнения, что крестовые походы в Святую землю есть праздное дело, не могущее закрепить за Иерусалима. После громадных жертв, принесенных в удовлетворение религиозного чувства, после трех больших крестовых походов , в которых принимали участие императоры германские, французский и английский короли, Иерусалим все же оставался в руках неверных.

Сирия, Палестина и горные ущелья Малой Азии поглотили уже до миллиона крестоносцев . Мусульмане издевались над христианами , и последним уже приходила мысль, что Бог не благословляет дело европейского христианства .

Но большинство военных и политических деятелей того времени были того мнения, что неудача крестовых походов лежит в систематическом противодействии европейцам со стороны византийского императора: он, говорили, подстрекает мусульман и устраивает засады крестоносцам , он заключает союзы с неверными и всеми мерами вредит успеху и развитию христианских княжеств на Святой земле . 4
Основную роль в подготовке нового крестового похода сыграл папа Иннокентий III.
христианства на Ближнем Востоке. Он захотел снова примирить латинскую и греческую церкви, укрепить господство церкви, а заодно и собственные притязания на верховное главенство в христианском мире.
Успехи, которые принес первый крестовый поход ровно сто лет назад, потеря Иерусалима и неудача третьего крестового похода не давали ему покоя.
Иннокентий начал ряд мер, чтобы расшевелить католический мир идеей нового крестового похода , который следовало направить не в Палестину, а в Египет, ибо оттуда мусульманство черпало силы для борьбы с христианами . 4

В августе 1198 г. он провозгласил новый крестовый поход на Восток и разослал повсюду своих прелатов проповедовать его. Они обращались к каждому с призывом идти в Святую землю во имя Христово .
Затем Иннокентий написал письма королю Франции Филиппу Августу и английскому королю Ричарду Львиное Сердце, которые вели друг с другом войну с момента возвращения Ричарда из плена в 1194 г. Папа призывал королей, под угрозой наложения интердикта на их владения, заключить мир или хотя бы перемирие на пять лет не только из-за того, что развязанная ими война несла невыносимые бедствия простым жителям их королевств, но также ввиду того, что военные действия помешали бы вербовке отрядов для крестового похода , планируемого папой.
Кроме того папа увеличил размеры налога на крестовый поход , который обязаны были платить все священнослужители и даже монастыри, которые до сих пор освобождались от таких поборов.
Иннокентий сам подал пример воодушевления крестоносной идеей: он снарядил на собственный счет корабль, снабдил его экипажем и припасами, пожертвовал десятую часть доходов римского престола на крестовый поход и потребовал отчисления на тот же предмет 1/40 части всех доходов католической церкви. 4
Однако призыв папы не нашел столь восторженного отклика, как это бывало раньше...
В конце 1199 г. идея нового крестового похода нашла первых поборников во Франции. Это были Тибо, граф Шампани, Людовик Блуа и Бодуэн, граф Фландрии и Геннегау.
Первые два графа, как родственники королевского дома, своим согласием участвовать в походе в значительной степени обеспечивали успех дальнейшего движения, и, действительно, к ним скоро присоединились их вассалы и подвассалы.
Что касается фландрского графа, его участие объясняется еще фамильными преданиями, ибо фландрские графы со времени Первого крестового похода были самыми живыми выразителями крестоносной идеи. 4
В мае 1201 г. умирает главнокомандующий крестовым походом , граф Тибо, а его место занимает итальянский князь, Бонифаций, маркграф Монферратский, которому и принадлежит с тех пор руководящая роль в походе. Как только в августе он согласился принять крест и предводительство, некоторые немецкие духовные и светские князья, до сих пор безучастные к движению, начали готовиться в поход.
Так как прежде всего необходимо было обеспечить себе средства переправы в мусульманские земли, то князья пришли к решению законтрактовать в Венеции, как первой морской державе того времени, достаточное число судов для перевозки крестоносцев в Александрию.
За предоставление кораблей, судовых команд и обеспечение крестоносцев продовольствием венецианцы затребовали 85 000 марок серебром. Платеж суммы в 85 тысяч марок разделили на три срока, последний срок истекал в июне 1202 г.
Когда, однако, в 1202 г. в условленное время войско прибыло в Венецию, численность его составляла всего 11 000 человек, а денежные средства не насчитывали и половины требуемой суммы. 2
Чтобы избежать столкновений между крестоносцами и венецианцами, прибывшее войско было размещено на острове Лидо недалеко от Венеции. Венецианцы, выполняя свои обязательства в соответствии с договором, доставляли на него продовольствие для крестоносцев .
Когда же крестоносцам было предложено исполнить часть договора по окончательной оплате оговоренной суммы, они оказались не в состоянии реализовать требуемую сумму и готовы были внести только половину. Венецианское правительство со своей стороны приостановило подвоз припасов на Лидо и отказало в предоставлении судов для перевоза в Египет.

Можно понять, в какое уныние пришли крестоносцы , находясь без продовольствия под жарким солнцем летних месяцев. В лагере начался голод, появились болезни, дисциплина была расстроена, многие бежали, другие предались грабежу и разбоям...
Каким же способом венецианцы собирались возместить недостачу денег?
Обнаружив казну пустой, глава Венецианской республики, 90-летний дож Дандоло, предложил крестоносцам отвоевать для его республики город Зара (ныне Задар, Хорватия), захваченный венграми в 1186 г., а уж потом Венеция проявит великодушие.
Ситуация была до крайности неприлична. Задар был христианским городом, признававшим ранее власть республики св. Марка, но в 1183 г. перешедшим под власть короля Венгрии.
Мало того, венгерский король Имре незадолго до того сам принял крест, и поэтому его собственность - включая и город - находилась под защитой Святого Престола...
План захвата Задара обсуждался между лидерами похода и венецианцами, простые же крестоносцы ничего не знали о нем, от них он держался в строгой тайне, и хотя многие предостерегали от этого шага, крестоносцы согласились на предложение дожа...
Зара была хорошо защищена венгерским гарнизоном и оказала воинам креста значительное сопротивление, но 24 ноября 1202 г. была взята приступом и подверглась страшному опустошению, причем с жителями христианского города крестоносцы обращались как с неверными: брали в плен, продавали в рабство, убивали; церкви были разрушены и сокровища расхищены.
В ответ папа отлучил от церкви все войско крестоносцев - за пролитие «братской крови». Но на большинство крестоносцев это не произвело особого впечатления. Всю зиму они провели в городе, вновь принадлежащем Венеции. 2
Весной 1204 г. воинство креста взяло курс на византийскую столицу Константинополь. Венецианцы поддержали их в этом предприятии, так как желали упрочить за счет Византии свое положение торговой державы в восточном Средиземноморье.
В марте 1204 г. имел место договор между главнокомандующим силами крестоносцев князем Бонифацием и дожем Венеции Дандоло, имеющий предметом план раздела империи. Этим договором было решено:
взять Константинополь военной силой и установить в нем новое правительство из латинян;
город предать разграблению и всю добычу, сложив в одном месте, разделить полюбовно. Три доли из добычи должны идти на погашение долга Венеции и удовлетворение обязательств царевича Алексея, четвертая доля – на удовлетворение частных претензий Бонифация и французских князей;
по завоевании города, 12 избирателей, по 6 от Венеции и Франции, приступят к выбору императора;
тот, кто будет избран в императоры, получает четвертую часть всей империи, остальные делятся поровну между венецианцами и французами;
та сторона, из которой не будет избран император, получает в свою власть церковь св. Софии и право на избрание патриарха из духовенства своей земли;
договаривающиеся обязуются год прожить в Константинополе, чтобы утвердить новый порядок;
из венецианцев и французов избрана будет комиссия из 12 лиц, на обязанности которых будет лежать распределение ленов и почетных должностей между всеми участниками в походе;
все вожди, желающие получить лены, дадут императору вассальную присягу, от которой освобождается один лишь дож Венеции.
За подписанием этого договора последовал подробный план распределения частей империи. Можно заметить, что этот план составляли хорошо знающие империю люди: на долю Венеции выпал самый лакомый кусок: приморские области, важные в торговом, промышленном и военном отношении. Так написана была история ближайших судеб империи. 4
И хотя в этот раз также не было недостатка в предостерегающих голосах, крестоносцев это не остановило. Став на якорь перед Константинополем, они потребовали от города выплаты отступных - «за защиту».
Когда выяснилось, что желающих платить не нашлось, на военном совете у латинян решено было штурмовать Константинополь со стороны Золотого Рога у Влахернского дворца.
На рассвете флот крестоносцев выстроился вдоль гавани фронтом длиной в пол-лиги; большие грузовые суда вклинивались в разных местах между галерами и судами для перевозки лошадей. Эти корабли были подведены как можно ближе к стенам и с них были переброшены перекидные мосты на башни, в то время как часть отрядов высадилась и пыталась взобраться на стены по лестницам с земли.
Выгода византийского положения заключалась в высоких стенах и рвах. Долго крестоносцы пытались засыпать рвы и подойти к стенам с лестницами, но защитники города сверху осыпали их градом стрел и камней.
К вечеру 9 апреля была взята башня, и крестоносцы ворвались в город, но не посмели воспользоваться занятым положением и на ночь оставили позицию. В городе произошел третий, начиная со времени осады, пожар, истребивший две трети города.
12 апреля 1204 г. начался заключительный штурм Константинополя. Подгоняемый сзади сильным ветром, флот пересёк залив и приблизился к той же части стены. С больших кораблей удалось набросить мосты на верхушки нескольких башен. Отряды нападающих прорвались и отбросили защитников. Проживающие в городе венецианцы поддержали крестоносцев .
Остальные воины креста высадились и, взобравшись на станы по лестницам, открыли ворота изнутри. Из транспортных судов вывели коней, рыцари уселись на них и помчались через ворота. Греки отступили дальше в город, а нападающие укрепились в полосе вдоль захваченной ими стены.
Ночью германцы, опасаясь нападения, подожгли дома перед собой, и новый большой пожар охватил город, усиливая весь ужас происходящего.
Император Алексей Дука, отчаявшись в благоприятном исходе, бежал; в городе началась паника, народ разбежался по отдаленным кварталам и организовал отчаянную защиту в тесных улицах, устраивая заграждения латинянам.
Утром 13 апреля Бонифаций Монферратский вступил в город, греки просили у него пощады, но он обещал войску трехдневный грабеж и не отменил своего слова...
За этим последовали три дня грабежей и убийств. Отряды крестоносцев бросились по всем направлениям собирать добычу. Магазины, частные дома, церкви и императорские дворцы были тщательно обысканы и разграблены, безоружные жители подвергались избиению.
Счастливыми почитали себя те, кто успел в общей суматохе пробраться к стенам и бежать из города; так спаслись патриарх Каматир и сенатор Акоминат, который впоследствии картинно описал ужасные дни грабежа.


В особенности нужно отметить варварское отношение воинов креста к памятникам искусства, к библиотекам и святыням византийским. Врываясь в храмы, крестоносцы бросались на церковную утварь и украшения, взламывали раки с мощами святых, похищали церковные сосуды, ломали и били драгоценные памятники, жгли рукописи.
Многие частные лица составили себе богатства в это время, и потомство их в течение целых столетий гордилось похищенными в Константинополе древностями. Епископы и аббаты монастырей впоследствии подробно описали в назидание потомству, какие святыни и как приобрели они в Константинополе. Хотя они описывали историю хищений, но называли это святым хищением...
Некто Мартин, аббат монастыря в Париже, вошел в эти дни в греческий храм, куда греки снесли из окрестных домов свои сокровища и святыни в надежде, что носители креста пощадят церкви Божии. Аббат, предоставив солдатам расправляться с толпой, искавшей защиты в церкви, сам стал обыскивать на хорах и в ризнице, не попадется ли чего поценней. Тут он наткнулся на старого священника и потребовал от него под угрозой смерти показать, где скрыты мощи святых и сокровища.
Священник, видя, что имеет дело с духовным лицом, указал ему на окованный железом сундук, в который аббат запустил руки и выбрал то, что ему казалось более важным. Так аббату удалось похитить ковчежец с кровью Спасителя, кусочек дерева крестного, кость Иоанна Крестителя, часть руки св. Иакова. Такими святынями украшались западные церкви и монастыри. 4
«Заутра же солнцу восходящу внидоша во св. Софию и одраша двери и рассекоша эмболь окованный серебром и столпы серебряные 12, и 4 иконостаса и тябло иссекоша и 12 престолов, и преграды алтарныя, а то все было из серебра, и со св. трапезы отодраша дорогие камни и жемчуг. Захватили 40 кубков и паникадила и светильники серебряные, им же несть числа. С бесценными сосудами похитили евангелие и кресты и иконы, последния снимали с мест и отдирали с них ризы. А под трапезой нашли 40 кадей чистого золота, а на хорах и в ризнице и не сочтешь сколько взяли драгоценностей. Так обобрали св. Софию, св. Богородицу Влахернскую, идеже св. Дух схождаше по вся пятнице, и ту одраша, а о других церквах и сказать нельзя, яко без числа. Черниц и чернецов и попов облупиша, а некоторых избиша». 4
Свирепостью и неумолимостью отличался более всех Бонифаций и сопутствовавший ему отряд немецких крестоносцев ; один из немецких графов по фамилии Катценелленбоген запятнал себя поджогами.
Бесценные произведения искусства были уничтожены или похищены безвозвратно. Бронзовая четверка лошадей - знаменитая квадрига VI века - была отправлена в Венецию, где она и по сей день венчает главный портал собора св. Марка. Более половины награбленного ушло в Венецию! 2
Когда насыщена была жадность победителей, приступили к исполнению статьи договора о разделе добычи.
Вот что пишет Успенский Ф.:« Нельзя, конечно, думать, что все крестоносцы честно выполняли обязательство и показали все награбленное. Тем не менее, судя по той части, которая была показана, добыча французов составляля 400 тысяч марок. По удовлетворении обязательств царевича Алексея и по выплате перевозной платы Венеции, остаток был разделен между крестоносцами : досталось каждому пехотинцу по 5 марок, кавалеристу – по 10, рыцарю по 20 (в дележе участвовало всего 15 тысяч человек).
Если принять во внимание еще долю Венеции, да долю главных вождей, то общая сумма добычи будет простираться до 20 миллионов рублей (в рублях до 1917 г. - прим. автора сайта ).
Лучше всего о громадных богатствах, найденных в Константинополе, может свидетельствовать предложение венецианских банкиров взять на откуп всю добычу и выплатить по 100 марок каждому пехотинцу, по 200 кавалеристу и по 400 рыцарю . Но это предложение не было принято, ибо было сочтено невыгодным.
Что касается памятников искусства, в которых крестоносцы не понимали толку, то в этом отношении никакие цифры не могут изобразить сумму вреда и порчи. Латиняне придавали некоторое значение только металлу, который переливали в слитки, а мрамор, дерево, кость шли нипочем...» 4
Папа Иннокентий III, как только узнал о падении Константинополя, поздравил крестоносцев и порадовался, что Византийская столица наконец-то вернулась в лоно родной церкви. Но как только папа узнал обо всех бесчинствах, творившихся во время падения Константинополя, он был сильно разгневан: именно это поведение крестоносцев в священном городе, в столице городов, ярче всего показало суть этого крестового похода и его цели...
Папа направляет письма Бонифацию Монферратскому и легату Пьетро Капуано (который к тому моменту из Сирии приехал в Константинополь), прямо осуждая произошедшее и выражая, таким образом, свое отношение, как главы Церкви, к эксцессам 1204 г.
В письме к Пьетро Капуано он пишет:
«Услышав же недавно и поняв из ваших писем, что всех крестоносцев , которые задержались для защиты Константинополя от прошлого марта до нынешнего времени, ты освободил от паломнического обета и от несения креста, мы не могли не выступить против тебя, поскольку ты и не должен был и не мог никак на это покуситься, кто бы тебе ни советовал другого и каким бы образом ни совращал твой разум. Ибо <...> они по преимуществу и прежде всего для того приняли знак Креста <...>. чтобы направиться на помощь Святой Земле и <...>, сбившись потом с пути, вплоть до сего дня гоняются за совершенно преходящими выгодами <.. .>.
Каким же образом Церковь греков, сколь бы она ни была поражена повреждениями <...>, обратится к церковному единству и благоговению перед Апостольским Престолом, если в латинянах [она] видит только лишь пример бесчинств и темные дела, и уже по справедливости может питать к ним большее отвращение, чем к псам?
Ведь те, кто не свои ей, но кого она считала ищущими Иисуса Христа, мечи, которые должны были использовать против язычников, обагрили кровью христиан и не щадили ни веры, ни возраста, ни пола; совершили кровосмешения, прелюбодеяния и разврат на глазах у людей, и не только замужних дам, но даже дев, посвященных Богу, выставили для грязной похоти.
И не достаточно им, что они взяли императорские богатства и взяли трофеи крупные и мелкие, но даже, что серьезнее, к сокровищницам церквей и к их содержимому протянули они свои руки, похищая даже серебряные доски из алтарей и разламывая на куски, оскверняли храмы, уносили кресты и реликвии».
После этого захватчики стали делить между собой всю Византийскую империю. Император бежал. На выборах нового императора Византии была предложена кандидатура графа Бодуэна Фландрского, который как более отдаленный владетельный князь представлялся менее опасным Венеции.
При голосовании Бодуэн получил 9 голосов (6 от Венеции и 3 от духовенства прирейнского), Бонифаций только 3. Провозглашение Бодуэна последовало 9 мая.
Новоизбранный латинский император Балдуин Фландрский получил четверть империи. Остальные три четверти были поделены между Венецией и государствами крестоносцев . В Греции таким образом возникли франкские княжества, вошедшие в новообразованную Латинскую империю.
Осенью 1204 г. латинское правительство предпринимает задачу подчинения империи, то есть походы в провинции с целью их завоевания. Нужно было удовлетворить ожидания всей массы крестоносцев по отношению к ленным владениям. Желающих получить лены было много, а раздавать пока было неоткуда. Между тем воины Христовы давно уже томились надеждой устроиться в областях империи как у себя дома, получить населенные земли во владение и отдохнуть от понесенных трудов.
Правительство щедро раздавало титулы и звания, рыцари тщательно изучали карту империи и выбирали себе места по вкусу. Появились герцоги никейские, филиппопольские, лакедемонские, графы менее значительных городов, герцогства и графства проигрывались и выигрывались в кости. 4
Венеция как морская республика утвердилась в первую очередь на Далматинских и Ионических островах, закрепив тем самым свое главенствующее положение в восточном Средиземноморье.
Византийская знать основала по ту сторону Босфора Никейскую и Трапезундскую империи.
Христа(или то, что считалось этим венцом) был отдан в залог венецианцам, а те, в свою очередь, передали его французскому королю Людовику IX Святому. Для этого венца Людовик повелел соорудить в Париже великолепную готическую церковь Сент-Шапель.
Четвертый крестовый поход не достиг цели из-за устремлений венецианцев, контролировавших к тому времени средиземноморскую торговлю и жаждавших еще большей власти.
Больше всех в этом походе выиграли романские народы. Историческая роль Франции на Востоке начинается именно с 1204 г. Нет ничего удивительного, что в западноевропейской литературе событиям Четвертого крестового похода отводится много места и что по специальной обработке в общем и в частностях он занимает исключительное положение. 4
На византийских землях была создана и полвека просуществовала т. н. Латинская империя. И хотя в конце концов франки были изгнаны с большей части территории Византии, империя уже никогда не смогла восстановить былое могущество.
Парадокс, но впервые эта твердыня христианства на Востоке была завоевана не кем-нибудь, а единоверцами-христианами 1 .
Падение Константинополя (Царьграда) в 1204 г. и основание латинских княжеств в областях Византийской империи имело непосредственное отношение к Руси, так как служило осуществлением заветных планов римского папы по отношению к православному Востоку. Сохранилось письмо папы Иннокентия III к русскому духовенству, написанное по завоевании Константинополя, в котором ставилось на вид, что подчинение Риму Византийской империи должно сопровождаться обращением в католичество и всей Руси... 4
Папа Иоанн Павел II в обращении к архиепископу Афинскому, во время визита в Грецию 4 мая 2001 г. высказал свое мнение о событиях 1204 г.: «Конечно, нас отягчают прошлые и нынешние противоречия, и продолжающееся непонимание. Но в духе взаимной любви мы можем и должны их преодолеть, ибо этого от нас требует Господь. <...>
За прошлые и нынешние случаи, когда сыны и дочери Католической Церкви грешили действием или бездействием против своих православных братьев и сестер, да дарует нам Господь прошение, которого мы просим у Него. Некоторые воспоминания особенно болезненны, и некоторые события отдаленного прошлого оставили глубокие раны в умах и сердцах людей до сего дня.
Я думаю об ужасном нападении на имперский град Константинополь, столь долго бывший оплотом христианства на Востоке. Трагично, что воители, направлявшиеся, чтобы обеспечить свободный доступ христиан в Святую Землю , обратились против своих братьев по вере. Тот факт, что они были латинскими христианами, наполняет сердца католиков глубокой скорбью.
Как мы можем не увидеть здесь тайны беззакония, действующей в человеческом сердце?
Богу одному принадлежит суд, и потому мы вверяем тяжкое бремя прошлого Его бесконечному милосердию, прося его исцелить раны, от которых до сих пор страдает дух греческого народа»...

Источники информации:
1. «» (журнал «Древо познания» № 21/ 2002 г.)
2. Вазольд М. «Крестоносцы »
3. сайт Википедия
4. Успенский Ф. «История крестовых походов »
5. Парфентьев П., Безруков П. «Четвертый крестовый поход : миф и реальность»

(1096-1099) в Святую Землю рыцари Западной Европы обосновались на землях Палестины и создали свои государства. Но они оказались окружёнными со всех сторон враждебным мусульманским миром, который не мог смириться с чужаками, захватившими его территории. Как следствие, феодальная Европа вплоть до 1192 года бросала в Палестину храбрейших рыцарей, лучший флот и даже заключала союзы с исмаилитами, но всё было тщетно.

В 1144 году пала Эдесса, но восстала и вновь была взята мусульманами в 1146 году. Второй крестовый поход (1147-1149) закончился неудачей. Захваченный у Фатимидов Иерусалим был взят в 1187 году курдом Салах ад-Дином. После этого был организован Третий крестовый поход (1189-1192), который никак не изменил политическую ситуацию в Святой Земле. Лучшие рыцари Европы спасовали перед сельджуками. Города Палестины и Ливана перешли к обороне. Держались они только за счёт венецианцев и генуэзцев, которые по морю доставляли в них провиант и оружие.

Таким образом, столетняя военная эпопея грозила обернуться для крестоносцев полным крахом. Необходимо было спасать ситуацию, и в самом конце XII века римский папа Иннокентий III взялся за организацию Четвёртого крестового похода (1202-1204). Планировалось вновь завоевать Иерусалим, но вторгнуться в Палестину не с севера через Малую Азию, а с юга из Египта.

Четвёртый Крестовый поход – штурм Константинополя в 1204 году (старинная мозаика)

Добраться туда крестоносцы решили на венецианских кораблях, но для перевозки людей нужно было заплатить Венеции деньги. Римский папа начал сбор средств для этих целей в 1198 году. Он также пообещал участникам крестового похода простить все долги и обеспечить неприкосновенность их имущества. Это заинтересовало бедных рыцарей, но крупные феодалы были заняты междоусобными войнами и не очень-то горели желанием отправляться в Святую Землю.

В 1202 году крестоносцы начали собираться на венецианском острове Лидо. Однако вместо планируемых 30 тыс. воинов в Венецию прибыло только 12 тыс. Деньги этих людей и средства, собранные римским папой, не удовлетворили правителя Венеции слепого дожа Энрико Дандоло. Расчётливый и хитрый венецианец запросил огромную сумму, но у воинов Христа таких денег не было. В результате этого вопрос о перевозке крестоносцев в Египет повис в воздухе, и Четвёртый крестовый поход оказался под угрозой срыва.

Огромная масса вооружённых людей сидела на маленьком острове, страдала от безделья и не знала, что делать. Начали зреть недовольство и разброд. И тут появился Дандоло и предложил альтернативное решение. Тут сразу следует пояснить, что основным торговым конкурентом Венеции в Средиземноморье была Византия. Она имела такой же большой флот, а деловая хватка греков ничем не уступала девой хватке венецианцев. Поэтому хитрый дож решил воспользоваться сложившейся ситуацией и использовать профессиональных воинов в конкурентной борьбе с византийцами.

Но венецианский лидер не стал прямо предлагать крестоносцам войну с Византией. Он попросил захватить крупный морской порт Задар, который в то время принадлежал венгерском королю. За это дож обещал покрыть недостающую сумму для перевозки воинов Христа в Египет. Но жители Задара были христианами, поэтому часть рыцарей отказалась участвовать в столь сомнительном мероприятии. Кто-то ушёл домой, а кто-то отправился в Палестину другим путём.

Однако большая часть крестоносцев осталась. Эти не отягощённые религиозными принципами воины осадили Задар и 24 ноября 1202 года, после 2-недельной осады, взяли его штурмом и разграбили. Данный неблаговидный поступок возмутил римского папу, и он отлучил воинов Христа и венецианцев от церкви. Но затем поубавил гнев и простил крестоносцев, а вот венецианцев, как инициаторов, оставил формально отлучёнными.

Путь крестоносцев из Венеции в Константинополь

Таким образом, Четвёртый крестовый поход с самого начала превратился в коммерческое предприятие под руководством венецианского дожа Дандоло. Тот запустил процесс, прекрасно понимая, что аппетит приходит во время еды. И действительно, после разграбления богатого торгового города первоначальная цель военной компании была напрочь забыта. Рыцари уже не хотели идти в Палестину, так как почувствовали вкус лёгких денег.

Воины Христа перезимовали в Задаре, а венецианцы в это время всячески расхваливали Константинополь и рассказывали о тех несметных богатствах, которые находятся в этом городе. Поэтому весной 1203 года крестоносцы уже горели праведным желание двинуться к столице Византии. Бала запущена идея: греки такие еретики, что самого Бога тошнит. Однако нужен был весомый повод для начала войны с греками-христианами.

Такой повод быстро нашёлся. В Византии в 1195 году произошёл дворцовый переворот. Императора Исаака II Ангела сверг с престола его старший брат Алексей. По его приказу басилевс был ослеплён и брошен в тюрьму. Сын сверженного владыки (тоже Алексей) обратился за помощью к участникам Четвёртого крестового похода. Он прибыл к ним в апреле 1203 года и пообещал крупное денежное вознаграждение за возвращение власти. В результате этого воины Христа двинулись к Константинополю как сподвижники законного императора, желавшие восстановить законную власть.

Уже в июне 1203 года венецианские суда доставили крестоносцев к столице Византии. Рыцари высадились на берег и стали лагерем возле Константинополя. Император Алексей Ангел не решился на военное сопротивление. Он бежал из города, а Исаак II был освобождён из тюрьмы. Горожане тут же провозгласили его императором, что не устроило крестоносцев, так как договор они заключили с сыном басилевса. Воины Христа потребовали, чтобы сын Алексей тоже был объявлен императором и рассчитался с ними за военную помощь. Таким образом, в Константинополе оказалось 2 императора, причём младший всеми силами старался выдать рыцарям обещанное денежное вознаграждение.

А где он мог взять деньги? Только у жителей Константинополя. Поэтому начались поборы, что вызвало возмущение народа. В городе начались волнения, закончившиеся бунтом. В результате этого 5 февраля 1204 года императором был провозглашён родственник правящей династии Ангелов Алексей Дука Мурзуфл.

А крестоносцы, стоя лагерем возле Константинополя и видя его богатства, стали помышлять о разграблении этого города. В конце концов, они решили взять столицу Византии штурмом и завладеть золотом, серебром, драгоценными камнями, которых в древнем городе было в изобилии. Начался штурм, и 9 апреля 1204 года рыцари ворвались в Константинополь. Однако византийцы их выбили, и 12 апреля атака христианского воинства возобновилась. Утром 13 апреля столица Византии пала.

Такое случилось впервые за тысячелетнюю историю. Никогда раньше вражеские войска не брали Константинополь штурмом, и только рыцарям Четвёртого крестового похода это удалось сделать. Причина же победы воинов Христа заключалась в том политическом кризисе, который переживала Византийская империя.

Латинская империя на карте

После разграбления богатейшего города христианского мира рыцари не пошли в Иерусалим. Они обосновались на землях Византии и создали Латинскую империю. На исконных греческих землях появились замки, перемешанные с крепостями византийских властителей. Не подчинились крестоносцам лишь укрепления Никеи, Трапезунд и горный Эпир. Эти осколки когда-то могучей империи к 1261 году выгнали рыцарей из Константинополя. Но более 50 лет шла жестокая война между воинами Христа и греками-христианами. Собратья по вере оказались врагами, а виной всему стали корысть и неуёмная жадность освободителей Гроба Господня.

В заключении следует сказать, что Четвёртый крестовый поход в последствии назвали «проклятым». Он окончательно расколол христианство на два непримиримых лагеря. Об объединении церкви разговор уже идти не мог. А Византия хоть и восстановилась через несколько десятков лет, но навсегда потеряла своё былое могущество. В выигрыше оказалась только Венеция, которая руками рыцарей уничтожила своего главного торгового конкурента в Средиземноморье .


Краткое формулирование проблематики Крестовых походов в общих чертах

Первоначально целью Крестовых походов было провозглашено освобождение территории Палестины и Храма Гроба Господня от турок-сельджуков, однако в дальнейшем эти походы приобрели характер решения политических задач римских пап и других правителей, а также распространения католичества по всей Прибалтике и частично на территории Руси. Четвёртый Крестовый поход (1202-1204) стал переломным в серии походов ввиду того, что он раскрыл истинные цели Запада. Это стало видно после взятия Константинополя и создания Латинской империи. Жертвами убийств, грабежей и разбоев крестоносцев стали христиане венгерского города Задара и Византийской империи.

Идейным вдохновителем Крестовых походов стал отшельник Пётр Амьенский, сильно поражённый притеснениями палестинцев. Он увидел это при посещении Голгофы и Гроба Господня. Пётр, будучи в рубище, с распятием в руках и непокрытой головой проповедовал идею освобождения палестинцев от угнетателей. Простые люди поверили ему, тронутые его красноречием. Они считали, что Пётр является святым.

Затем к папе Урбану II обратился Алексей Комнин с просьбой о помощи в освобождении территории Гроба Господня от турок-сельджуков. Урбан согласился.

В 1095-м году во французском городке Клермоне, в местном соборе, проходила проповедь, на которой будущие воины приносили клятву в верности данному предприятии и раскрашивали свои одежды в красные кресты. Так и пошли названия воинов и данных походов.

Задачу организации и совершения Крестовых походов можно проследить и в речи папы Урбана II: «Становитесь на стезю Святого Гроба! Исторгните эту землю у нечестивого народа, покорите себе ее, смойте скверну своей и чужой кровью!». Под «нечестивым народом» подразумевались народы Востока, богатство которых и привлекло как римских пап, так и крестоносцев, рыцарей и нищее население европейских стран, страдавшее от голода, болезней и эпидемий. Большую массовость Крестовые походы приобретали ввиду обещаний римских пап насчёт того, что участникам распространения веры и освобождения Палестины от мусульман будут отпущены грехи. Примечателен первый поход тем, что он связан с Ливонией: это конкретно упоминается в историческом источнике «Генрих Латвийский – Хроника Ливонии»: « Альберт (с 1199 г.) начинает прямо с набора военной силы для «обращения» Ливонии. Он добивается того, что папа и император приравнивают поход в Ливонию к крестовому походу в Палестину: крестоносцам обеспечивается охрана имущества и даётся прощение грехов за год службы в епископских войсках inpartibusindeliumв Прибалтике.».

Главными предпосылками крестовых походов стали настроения католической церкви, выражавшиеся в следующем:

· Аскетические настроения;

· Идея господства католической церкви и борьба с неверными;

· Раскол христианской церкви в 1054-м году.

Причина и цель 4-го Крестового похода

Основная цель крестоносцев была одна и та же – изгнание турок (Палестина переходила то в руки католиков, то в руки турок-сельджуков). Но, изучая историческую литературу, можно найти и другие цели, которые преследовала католическая церковь. Изначально она хотела обернуть в католичество весь православный Восток. Это подтверждается сохранившимся письмом Иннокентия IIIрусскому духовенству после захвата Константинополя, где чётко говорится, что подчинение Риму Византийской империи должно сопровождаться обращением в католичество и всей России.

Цели данного похода очень хорошо отражаются как его участниками, так и его исследователями. Речь здесь идёт о французском летописце Вильгардуэне, маршале Шампани, и французском учёном Масе-Латри. Дневник Вильгардуэна был до середины XIX-го века главным историческим источником, позволявшего установить ясную картину 4-го Крестового похода. Данный труд пользовался большим авторитетом ввиду только большой известности его автора, но в источнике не наблюдается твёрдая цепочка фактов. И в 1861-м году французский учёный Мас-Латри в истории острова Кипра уделил несколько страниц проблеме 4-го Крестового похода, где была высказана точка зрения, что направление похода на Византию, а не в Египет и Святую Землю обусловлено коварной политикой и предательством всего христианского дела.

Ход 4-го Крестового похода

В 1198-м году началась подготовка к походу римским папой Иннокентием III, обеспечившим массовость похода ввиду обещаний о прощении долгов и неприкосновенности семей участников похода и их имущества. Таким образом в поход было завербовано огромное количество народа и получено огромное количество денежных средств.

Лидером 4-го Крестового похода был Бонифаций I Монферратский, а финансистом предприятия был Энрико Дандоло.

Сначала по договорённости предполагалось, что венецианцы доставят французских крестоносцев к берегам Святой земли и обеспечат оружием и провиантом. Также был план использования берега Египта в качестве плацдарма для нападения на Святую Землю. Однако вместо изначала заявленных 30 тысяч крестоносцев явилось только 12, которые не смогли оплатить их содержание. Тогда венецианцы предложили довольно хитрую сделку: в качестве платы французы должны были напасть на находящийся во владении венгерского короля портовый город Задарв Далмации, находящийся в статусе соперника Венеции на Адриатике. Соответственно, план с использованием Египта в качестве плацдарма для нападения на Святую Землю был отложен. Римский папа Иннокентий III, узнав о сделке, запретил поход. Однако в ноябре 1202-го года нападение на Задар состоялось. Все участники данного предприятия были отлучены от церкви.

Французский историк Мас-Латри ссылается на продолжателей дела историка крестовых походов Вильгельма Тирского, где подтверждается мысль о том, что 4-ый Крестовый поход был использован Венецией маской для усиления своего могущества и влияния. Это подтверждается документально: Мас-Латри нашёл в венецианских архивах договорённости венецианского дожа Генриха Дадоло с египетским султаном Малек-Аделем, в котором чётко говорится, что «Когда Малек-Адель, брат Саладина, услыхал, что христиане наняли флот, чтобы идти в Египет, он прибыл в Египет и сосредоточил здесь свои силы. Потом, избрав послов, вверил им значительные денежные суммы и послал в Венецию. Дожу и венецианцам предложены были большие подарки. Послам приказано было сказать, что если бы венецианцы согласились отвлечь христиан от похода на Египет, то султан дал бы им торговые привилегии в Александрии и большую награду. Послы отправились в Венецию и сделали то, что им было поручено».

Рассматриваемая точка зрения продолжила развиваться и в других исторических исследованиях – в 1867-м году вышел в свет 85-ый том «Энциклопедии Эрша и Грубера», написанный Карлом Гопфом. На 188-ой странице излагается точка зрения историка: ««Так как в Венеции не могли поместиться все крестоносцы, то им назначен был для лагерной стоянки остров Лидо, куда привозили из города продовольствие. Страх сменялся новыми надеждами. Передавали из уст в уста дурные вести, будто султан Малек-Адель послал в Дандоло и к венецианским купцам послов с богатыми подарками и предлагал им выгодные привилегии, если они согласятся отклонить крестоносцев от похода на Египет. Высказывалось опасение, что крестоносцы попали в западню, что необходимость заставит их, может быть, вместо достижения священных целей обратиться к мирским делам и – что хуже – вести войну с христианскими народами. Имели ли основание эти слухи, или только томительная неизвестность навевала эти страхи? Мы в состоянии, наконец, пролить свет на этот темный вопрос. Вскоре после того, как Венеция договорилась с французскими баронами предпринять поход против Малек-Аделя, может быть, вследствие приглашения этого последнего, отправились в Каир послами Марино Дандоло и Доменико Микиели, которые весьма ласково были приняты султаном и вступили с ним в соглашение.

Между тем как крестоносцы томились на острове Лидо ожиданием, когда им можно будет идти на войну с неверными, венецианские послы 13 мая 1202 г. действительно заключили торговый договор, в силу которого, кроме других привилегий, венецианцам гарантирован был особый квартал в Александрии. Для ратификации договора послан был в Венецию эмир Саадеддин. Выгодные условия, предложенные Малек-Аделем, решили судьбу крестового похода. Искусственное здание благочестивых надежд, лелеемых папой Иннокентием III и опиравшихся на цвет французского рыцарства, рушилось разом. Победу одержали политические интересы. Вместо борьбы за дело креста состоялась совсем иная экспедиция, кончившаяся разрушением Греции и утверждением всемирного торгового могущества Венеции. Решение делу дал старый дож; он последовательно, без колебаний осуществил вполне то предприятие, которое уже давно таил в своей гордой душе. Не напрасно Венеция снарядила флот, какого лагуны не видали до того времени; снаряженный предприимчивыми и воинственными крестоносцами, этот флот представлялся непобедимым». Но, к сожалению, автором не указывается местонахождение документа, используемый при воссоздании целостности события. Но всё же очевидно, что эта точка зрения получала большое распространение, к тому же сам историк пользовался в то время большим авторитетом.

Дальнейшую судьбу Четвёртого Крестового похода предопределило изменение цели: отношения между Иннокентием III и византийским императором стали напряжёнными после того, как тем было отвергнуто предложение о восстановлении церковной унии, что привело бы к утрате греческой церкви самостоятельности. Ещё одной важной причиной поворота маршрута крестоносцев являются обвинения Византии в неудачах предприятия. Они выражались в том, что якобы Византия срывает поход, заключая союз с турками-сельджуками против государств крестоносцев. Таким образом, здесь чётко прослеживаются корыстные намерения лидеров крестоносцев. Ещё одной предпосылкой к изменению цели похода стал дворцовый переворот в Константинополе, произошедший в 1195-м году, приведший к ослеплению Исаака II. В 1203-м году его сын Алексей бежал на Запад и смог найти политическую поддержку у своего деверя, короля Филиппа Швабского, имевшего претензии на Византийские земли. Ему царевич обещал главенство Рима над византийской церковью. Договор об оказании помощи был подписан на острове Корфу.

Таким образом, дальнейшая судьба похода была предрешена.

В июне 1203-го года крестоносцы на своих судах подплыли к Константинополю. Город находился фактически в осаде, так как по договору 1187-го года с Венецией византийцы свели силы своего флота к минимуму. В этой ситуации им оставалось только надеяться на союзников. Император Алексей III, организовал оборону морских границ, однако крестоносцы прорвались к городу. Результатом штурма Константинополя стало бегство Алексея III из византийской столицы. Жители города выпустили Исаака из тюрьмы и восстановили его в правах императора. Двоевластие в стране продолжалось на протяжении 5-ти месяцев. Но это никак не соответствовало плану крестоносцев, так как в этом случае терялись колоссальные деньги, обещанные царевичем Алексеем. И крестоносцы настояли на том, чтобы Алексей стал императором. Тот собирал те деньги, которые обещал по договору европейцам за помощь в захвате власти. Население Константинополя страдало от вымогательств и поборов. Удалось собрать лишь половину необходимой суммы – 100 тысяч марок. Казна быстро опустела. Алексей и Исаак попытались обложить население дополнительным налогом, но это вызвало очень сильное возмущение среди народа и представителей местного духовенства.

В городе люди вышли на площади и стали требовать нового императора. Исаак же предложил крестоносцам вступить в город и навести там порядок. Начались переговоры, но тайну поведал народу сановник Алексей Мурзуфл, которому и были поручено составление договорённости. В городе началось восстание, закончившееся свержением Исаака и Алексея, первый умер от горя, а второй посажен в тюрьму и был убит.

Императором был избран Мурзуфл, провозглашённый Алексеем V Дукой. Он стал новым правителем после династии Ангелов, прерванной свержением Исаака и убийством Алексея.

Для нас важным является документ о разделе Византийской империи в случае взятия Константинополя. Он был составлен между Бонифацием Монферратским и Энрике Дандоло. Действия в нём были следующего характера: крестовый поход византия латинский

· Разграбление Константинополя, вся поделенную добычу предполагалось сложить в установленном актом месте, 3 доли добычи должны были быть уплачены венецианцам по договору и Алексею, ещё одна доля должна была пойти на удовлетворение претензий Бонифация Монферратского и французов;

· Создание нового латинского правительства;

· Избрание нового правителя двенадцатью людьми, по шесть от Венеции и Франции;

· Новоизбранный император получает одну четверть земли, остальные переходят под контроль венецианцев и французов;

· Та сторона, из которой не избран правитель, получает в своё распоряжение церковь святой Софии и возможность выбрать патриарха от своих представителей;

· Все те, кто желает получить лены, дают вассальную присягу императору, от которой освобождается лишь дож Венеции.

Этот план примечателен тем, что его составили хитрые люди, очень хорошо знающие Византийскую империю. Венеции повезло больше всех в этом положении: ей попались земли весьма прибыльные и стратегически очень удобно расположенные.

Позднее прошёл военный совет латинян, на котором было принято решение начать штурм Константинополя со стороны Влахернского дворца. Первая попытка была совершена в апреле 1204-го года, засыпая рвы и подводя лестницы к крепостным стенам, но это стоило крестоносцам титанических усилий, поскольку был встречен неимоверный отпор со стороны жителей города. Захватчики всё-таки сумели ворваться в город к вечеру 9-го апреля и занять выгодное положение в башне, но не решились ночью двигаться дальше. После этого начался третий за время захвата Константинополя пожар, уничтоживший больше двух третей города. Ситуация подыграла крестоносцам тем, что из столицы Византии бежал Алексей Дука, отчаявшийся на благополучный исход. 12 апреля Константинополь был взят, а на следующее утро в него вошёл Бонифаций, отдавший город крестоносцам на трёхдневное разграбление, одно из самых жестоких и кровавых.

Потом наступила пора делить награбленное. Участники 4-го Крестового похода получили следующие суммы: каждый пехотинец получил по 5 марок, кавалерист – 10 и рыцарь – 20. Общая сумма добычи составляла 400 тысяч марок. Венецианцы получили куда больше: пехотинец получил 100 марок, кавалерист 200 и рыцарь 400. Всё остальное, за что можно было выручить деньги, оказалось уничтоженным: латиняне признавали только металл, из которого изготовляли золотые слитки, нетронутой же осталась только четвёрка бронзовых коней на ипподроме, которую пощадил Дандоло. Эти кони и по сей день украшают портик святого Марка в Венеции.

После наступил черёд исполнения второго пункта договора – установления новой власти в захваченной Византийской империи. По логике вещей, всеми правами на титул императора обладал главнокомандующий походом Бонифаций. Но избиратели от Франции и Венеции не собирались голосовать за него. Тогда Монфератский решил повлиять на решение избирателей, заявив о желании жениться на императрице Маргарите – вдове Исаака, но ничего в итоге не вышло. Венецианцы же желали видеть в качестве нового императора Энрике Дандоло. Но он не желал этого титула. Для венецианцев важным было видеть того правителя, который был бы наименее опасным для интересов Венеции, хорошо обеспеченных договором. Монферратский после избрания мог потеснить интересы венецианцев. Нашлась кандидатура на пост правителя Латинской империи в лице графа БолдуэнаФландрского, как более отдалённого владетельного князя, который представлялся наименее опасным для Венеции. Он получил 9 голосов (6 от венецианцев и 3 от представителей духовенства прирейнского), за Бонифация проголосовало всего 3. Провозглашение Болдуэна последовало 9-го мая.

Итоги 4-го Крестового похода

Третий пункт договора о выдаче ленов, осуществление которого решено было начать осенью 1204-го года, оказался практически неосуществимым ввиду следующих причин. Во-первых, действующая армия крестоносцев состояла из 15-ти тысяч человек. Во-вторых, нашлись три императора, сбежавшие в ночь перед штурмом Константинополя крестоносцами: Алексеем III, Алексеем V и Фёдором Ласкарисоми и не признавшие раздел империи. В-третьих, банально просто неоткуда было брать земли, обещанные участникам Крестового похода. Активно раздаривались чины и титулы, рыцари присматривались к лакомым кусочкам. Бодуэн Фландрский начал осознавать, что во время Крестового похода он мог выбрать земли получше на западе. Он тяготел к Македонии, Солуни, где как раз правил его брат. Тот сказал, что с удовольствием откажется от своего округа в обмен на восточные области, на что Бодуэн выразил неудовольствие. Оно крылось в стратегических интересах Бонифация Монферратского, который мог утвердиться в Солуни и усилить доминирование в Греции, где французские рыцари имели лены, плюс ко всему, он мог объединиться с венграми и, таким образом, угрожать Константинополю, будучи в браке с дочерью венгерского короля, экс-императрицей Маргаритой.

Постепенно назревала усобица между правителями, вызванная территориальными вопросами. Но Бонифаций сумел перехитрить Фландрского путём заключения дипломатических договорённостей с Дандоло. В августе 1204-го года состоялась продажа Бонифацием в пользу Венеции всех его прав и территориальных притязаний. Также царевичу Алексею, заключившему сделку с крестоносцами, была выплачена тысяча марок серебра и по договору Венеция обязывалась предоставить ему лен на западе, доход с которой равнялся бы 30 тысячам рублей. Впоследствии оказалось, что под этим леном, указанном в договоре, подразумевался тот самый Солунский округ. Этот акт позволил Бонифацию получить заветную европейскую область, расположенную у моря. Эта земля была получена не на правах императора, что позволило Монферратскому не давать присяги и в крайнем случае вступить в борьбу с Бодуэном. Самое примечательное, что оформление этого хитрого договора приходится на тот момент, когда он совершал экспедицию в Македонию в целях расширения сферы своей власти и заставлял местное население присягать себе. Это и стало предпосылкой к созданию этого договора. Формально этот договор был закреплён образованием осенью 1204-го года Латинской империи.

Дальше пошло то, что Фёдор Успенский назвал в своём труде «немесидой», то есть, возмездием за зверства, учинённые захватчиками в великой стране – Византии, ставшая жертвой очень тонкой, хитрой и расчётливой политической игры. Пока в Латинской империи происходили дипломатические склоки из-за захваченных территорий, постепенно набирали силу болгары, освобождённые крестоносцами от византийской власти ближе к концу Четвёртого Крестового похода. И одна, и другая сторона хорошо понимали, что здесь дело раздела земли на Балканском полуострове постепенно подходит к вооружённому столкновению. Болгарский царь Иоанн Асень надеялся на мирный исход дела, войдя в союз с латинянами. Однако они думали совершенно иначе. В их планах значилось совершенно противоположное – лишение Болгарии политической независимости и обращение её в католичество. Крестоносцы попирали культуру и религию на завоёванных землях, таким образом, на иной выход рассчитывать было нельзя.

Между тем Бодуэн и Бонифаций занимают часть территорий Балканского полуострова, оставляют там небольшие гарнизоны и отправляются на Восток, чтобы пожаловать герцогам новые чины и земли в греческих областях. Тем временем Иоанн Асень собирает болгарское народное движение, получившее огромную мощь и совершает нападение на латинян, поголовно истребляя их. Латиняне же, не на шутку перепуганные последними известиями, прекращают военные операции в областях Никкеи и Трапезунда и бросили свои силы на Запад. Тем самым была образована Никкейская империя, ставшая как политическим конкурентом болгар, так и центром греческой народности и культуры.

15-го апреля 1205-го года под Адрианополем состоялась ключевая битва между латинянами и болгарами, в которой погибли лучшие латинские рыцари и был взят в плен Бодуэн Фландрский. Крестоносцы, будучи запертыми в Константинополе и опасавшиеся осады, пытались уговорить папу начать проповедь нового крестового похода, на что тот ответил категоричным отказом и дал указание им соединиться в союз с болгарами.

Перед Асенем открылись большие перспективы: весь Балканский полуостров был в его власти, для её утверждения оставалось взять Константинополь, но он этого не сделал. Многие историки усматривают в этом отказе проявление политической слабости Иоанна: длившаяся долгое время вражда между славянами и греками тоже коснулась царя. Вывод этот можно сделать по тому, с какой ярой ненавистью обращали в руины болгары греческие города. Как известно, дыма без огня не бывает. Так же и здесь: греческое правительство практиковало политику переселения славян с востока на запад. Асень думал переселять греков во Фракию и Македонию греков для того, чтобы дать возможность болгарам заселяться на Дунае. Эти действия дали пищу для размышления грекам: под какой властью им лучше находиться: под болгарской или латинской? И сомнения разрешились против Асеня. Он, в свою очередь, потерял греков в виде союзников, а вместе с ними и Константинополь. Греки объединились с латинянами против болгар, но царь последних упорно отстаивал свои земельные притязания и в битве под Солунью погиб Бонифаций Монферратский. Только венецианский дож умер своей смертью в 1205-м году в Константинополе.

Влияние 4-го Крестового похода на дальнейшие отношения между Западом и Востоком

Этот поход сыграл без преувеличения огромную роль на дальнейших отношениях Запада и Востока, на дальнейшую судьбу Крестовых походов и на мировоззрение гуманизма. На мой взгляд, этот поход приобрёл негативные оттенки в мировой историографии благодаря летописцу узнавшего правду от одного новгородца, который, будучи в разграбляемом городе, сумел представить зверства крестоносцев, попиравшие все возможные нормы морали. Захватчики представляются в нашей историографии как клятвопреступники, перешагнувшие через запрет папы и разграбили город, убив множество ни в чём не повинных людей. Подводя итог данному историческому исследованию, необходимо заметить, что данный поход, с одной стороны, усилил неприязнь, а порой и ярую ненависть, проявляющаяся порой в современном мире, между католиками и мусульманами, а с другой позволил взглянуть на тогдашний кризис человеколюбия и в какой-то степени поспособствовать его разрешению. Это отражается в культуре и религии как Средневековья, так наших дней. Четвёртый Крестовый поход вошёл в уникальный архив человечества, именуемый историей, как и другие яркие события того времени. И главная задача истории – не допускать подобных ужасов впредь и по-другому осознавать человеческие ценности.



Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...