Гефсиманская молитва Иисуса Христа. Взятие под стражу

Арест Иису́са Христа́

Связанные сюжеты

  • Моление о чаше - ночная молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед арестом. В своих молитвах Иисус просил Бога «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
  • Поцелуй Иуды - условный знак, выбранный Иудой Искариотом, которым он указал пришедшим с ним воинам на Иисуса Христа. О поцелуе Иуды сообщают только Синоптические Евангелия.
  • Апостол Пётр отсекает ухо Малху, рабу первосвященника, а Иисус исцеляет его.

Богословское толкование

Синоптические Евангелия, рассказывая об аресте Иисуса, повторяют выражение «один из двенадцати», подчёркивая этим что именно ученик Христа стал предателем своего учителя. Из евангельского рассказа следует, что Иуда шёл во главе отряда римской когорты с тысяченачальником (хилиархом), первосвященнических служителей и рабов. Русский богослов Лопухин А. П. отмечает, что из буквального понимания указания евангелиста Луки следует что при аресте присутствовали и некоторые из иудейских первосвященников и старейшин. Кроме оружия пришедшие имели в руках фонари и светильники, считая, что им потребуется искать Иисуса, который может скрыться в Гефсиманском саду.

В повествовании всех евангелистов Иисус, не скрывался от стражи и, «зная все, что с Ним будет», вышел на встречу толпе и обратился к воинам с вопросом. Иоанн Златоуст особо подчёркивает значимость этого диалога Иисуса с воинами, приводимого в Евангелии от Иоанна, во время которого они «отступили назад и пали на землю»:

«Желая вразумить Иуду, Он ослепил пришедших взять Его и сам спросил их: кого ищете (Ин. 18:4). Но они не узнали Его, хотя были с факелами и светильниками и имели с собою Иуду. Потом, когда отвечали: Иисуса, тогда Он сказал им: Аз есмь, егоже ищете; и, обращаясь к Иуде, говорит ему: друже, на сие ли пришел еси? Таким образом позволил взять Себя тогда уже, когда показал Свое могущество».

В рассказе Иоанна Богослова Иисус при своём аресте проявляет заботу о своих учениках, говоря воинам «оставьте их, пусть идут», а затем произносит слова из своего моления о чаше - «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». В качестве причины почему Иисус не хотел чтобы вместе с ним были арестованы апостолы называют, то что они должны были продолжать проповедь и ещё не были готовы к перенесению страданий. Ученики вначале решили заступиться за Иисуса, все евангелисты сообщают что один из них отсёк мечом ухо рабу первосвященника (евангелист Иоанн пишет, что это сделал Пётр и называет имя раба - Малх). В ответ на это Иисус исцеляет раба (согласно евангелисту Луке) и говорит «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», повторяя по мнению Аверкия (Таушева) заповедь, данную Богом после потопа - «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека» (Быт. 9:6).

Затем, по сообщениям Матфея и Марка, ученики Иисуса бежали, а Лука особо сообщает, что апостол Пётр последовал за своим учителем и затем отрёкся от него. У евангелиста Марка содержится упоминание о неком юноше, который «завернувшись по нагому телу в покрывало» следовал за Иисусом, а когда воины попытались схватить его - убежал, оставив покрывало. Поскольку об этом упоминает только апостол Марк, то предполагают, что он передаёт случай, бывший с ним самим.

ВЗЯТИЕ ХРИСТА ПОД СТРАЖУ

(ПоцелуйИуды)

(Матфей, 26:47-56; Марк, 14:43-52;

Лука, 22:47-53; Иоанн, 18:1-12)

(47) И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. (48) Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. (49) И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. (50) Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. (51) И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. (52) Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; (53) или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (54) Как оке сбудутся Писания, что так должно быть? (55) В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. (56) Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

(Мф. 26:47-56)

Этот эпизод описан во всех четырех Евангелиях. И вновь детали рассказа синоптиков отличаются от обстоятельств, изложенных Иоанном. Различие это нашло отражение в трактовке данного эпизода художниками.

Итак, синоптики повествуют о том, как Иуда, приведя с собою «множество народа с мечами и кольями», поцелуем выдал им Иисуса - таков был обусловленный знак предательства. Одно из объяснений необходимости этого поцелуя Иуды заключалось, по мнению некоторых толкователей, в том, что Иуда должен был ясно указать, кого именно требовалось схватить, поскольку имелось определенное сходство в чертах лица и всем облике Христа и Иакова Меньшего, названного Павлом в Послании к Галатам «братом Господним» (Гал. 1:19). Это сходство, которого в особенности преднамеренно добивались художники Возрождения, изображая Христа и Иакова, отчетливо проявляется в сцене Взятия Христа под стражу (как и в Тайной Вечери).

Иоанн в свою очередь ничего не говорит о поцелуе и несколько иначе описывает встречу Христом пришедших схватить его людей: Иисус Сам обратился к ним с вопросом: «Кого ищете?»; услышав в ответ, что Его, Он назвался. Тогда пришедшие за ним «отступили назад и пали на землю» (Ин. 18:6). О связывании Иисуса веревкой также со всей определенностью говорит только Иоанн.

Художники Раннего Возрождения могли изображать на одной картине как поцелуй Иуды (то есть интерпретировать свидетельства синоптиков), так и падающих перед Христом воинов (то есть иллюстрировать слова Иоанна).

Иуда изображается ростом ниже Христа (это правило идет от рассказа Бригитты Шведской (XIV век), описавшей свои видения, связанные с жизнью Иисуса Христа, в «Откровении»), всегда в профиль; если у других учеников имеются нимбы, то Иуда без нимба; иногда его нимб - знак апостольского сана - черный (черное солнце) (Беато Анджелико). В традиции западного искусства изображать Иуду - вообще и в данном сюжете в частности - отталкивающе-уродливым. Эта традиция идет от Джотто (Джотто).

Джотто. Поцелуй Иуды (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Все евангелисты повествуют о вспышке гнева Петра, отрубившего ухо слуге первосвященника. Только Иоанн называет имя слуги - это Малх. Художники редко упускают эту выразительную подробность рассказа. В искусстве известны примеры как изображения собственно отсечения уха (Джотто , Эрколь де Роберти), так и следующего момента - восстановление отсеченного уха Христом (Фуке). Если в картинах художников Раннего Возрождения Петр действует бесстрастно и довольно формально (Дуччо ),

Дуччо. Поцелуй Иуды (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора


то более поздние худож­ники изображают эту сцену реалистичнее - Петр полон негодования, он поверг на землю Малха и решительно заносит меч над его головой (Дюрер ).

Альбрехт Дюрер. Взятие Христа под стражу.

(Из серии гравюр «Большие Страсти») (1510).

Факелы и фонари в руках пришедших схватить Христа указывают на то, что событие это произошло ночью (Фуке, здесь вся сцена погружена в ночь; Джотто, темное небо также говорит о ночном времени; Эрколь де Роберти, на ночь намекает фонарь, поднятый над головами Иисуса и целующего Его Иуды; Караваджо ).

Караваджо. Взятие Христа под стражу (начало XVII века).

Одесса. Музей западного и восточного искусства.


Иногда в качестве сопутствующего главной сцене изображается бегство учеников (Дуччо ), в частности побег юноши (Фуке). Этот «мотив» заимствуется художниками у Марка: «Тогда, оставивши Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14:50-52). Большинство толкователей Библии полагают, что этим юношею был сам Марк. «И если это так, - пишет д-р Джон Д. Грассмик, - и Марк в самом деле был сыном хозяев дома (Мк. 14-15; ср. Деян. 12:12), где Иисус ел пасху со Своими учениками, то вот как могли развиваться события той ночи. После того как Христос и ученики ушли из дома, окончив пасхальный ужин, Марк разделся и лег спать. Но вскоре его мог разбудить слуга, пришедший с новостью о предательстве Иуды - ведь Иуда и сопровождавшие его могли вначале прийти в поисках Иисуса в дом, где Он ел пасху. Второпях, не одеваясь даже, но завернувшись в покрывало, под которым спал, Марк поспешил в Гефсиманию, возможно с тем, чтобы предупредить Христа об опасности, однако, когда он прибежал туда, Иисуса уже взяли. После того как все ученики разбежались, Марк продолжал следовать за Ним и за теми, которые уводили Его, но вот воины схватили его, может быть, как потенциального свидетеля, и тогда он, оставив покрывало в чьих-то руках, нагой убежал от них. Таким образом, с Иисусом не осталось никого, даже этого смелого юноши, вознамерившегося было следовать за Ним» (Толкование четырех Евангелий и Книги Деяний Апостолов, с. 188).

Типологические аспекты Взятия Христа под стражу наиболее полно интер­претируются иллюстратором Biblia Pauperam (Библии бедных). Здесь изображена главная сцена - Иуда целует Христа. Вокруг, как обычно в иллюстрациях этого памятника,четырепророкассоответствующимисентенциями-Иеремия: «Лукавый язык попадет в беду» (Притч., 17:20); Исайя: «Беззаконнику - горе» (Ис. 3:11); Соломон: «С ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло» (Пс. 27:3); Давид: «Человек мирный со мною, на которого я полагался, (...) поднял на меня пяту» (Пс. 40:10). Слева Иоав, означающий в переносном смысле Иуду, вонзает меч в грудь Авенира (2 Цар.3:27; здесь - в живот); справа Трифон с воинами заманивает в Птолемаиду Ионафана с его мужами, чтобы умертвить их. Трифон здесь - прообраз Иуды (1 Мак. 22:39 и далее).

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Дуччо. Поцелуй Иуды (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора.

Джотто. Поцелуй Иуды (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Эрколь де Роберти. Взятие Христа под стражу (вторая половина XV века). Дрезден. Картинная галерея.

Жан Фуке. Поцелуй Иуды (миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье») (1450-1460). Шантийи. Музей Конде.

Альбрехт Дюрер. Взятие Христа под стражу (из серии гравюр «Большие Страсти») (1510).

Караваджо. Взятие Христа под стражу (начало XVII века). Одесса. Музей западного и восточного искусства.

© Александр МАЙКАПАР

Караваджо Поцелуй Иуды . ок. 1602 холст, масло Национальная галерея Ирландии , Дублин , Ирландия (инв. L.14702 и 76.4 ) Медиафайлы на Викискладе

«Поцелуй Иуды» - картина работы Караваджо , оригинал которой находится в Дублине , а повторение было предметом громкой кражи из музея Одессы .

Сюжет

Сюжет картины основан на сообщениях евангелистов о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда Искариот , один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада .

История

Картина была создана художником по заказу его постоянного клиента Кириако Маттеи. Считалось, что в XVIII веке картина исчезла. В 1990 году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса . Открытие было опубликовано в 1993 году. Бенедетти опознал картину, очистив её.

Картина, висевшая в иезуитской трапезной с начала 1930-х, долго считалась копией утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста , одного из голландских караваджистов. С такой атрибуцией она пришла из наследия рода Маттеи, которые продали её как Хонтхорста в 1802 году Уильяму Гамильтону Нисбету , в шотландском доме которого она оставалась до 1921 года. Затем она была продана ирландскому педиатру Марии Ли-Уилсон, которая пожертвовала её в 1930-х (вероятно, в 1934), дублинским иезуитам в благодарность за их поддержку после убийства её мужа капитана Персиваля Ли-Уилсона ирландской республиканской армией в 1920 году.

В настоящий момент иезуиты предоставили картину галерее в бессрочную аренду .

Повторение в Одессе

Одесская картина после возвращения потребовала реставрации

Картина «Поцелуй Иуды» была похищена из Одесского музея западноевропейского и восточного искусства 30 июля 2008 года. Долгое время она считалась авторским повторением либо же вообще оригиналом (с чем не соглашался Дублинский музей).

Она была обнаружена в Берлине. 25 июля 2010 года федеральной криминальной полицией Германии были задержаны 4 участника международной банды (1 россиянин и 3 украинца). На территории Украины арестованы еще около 20 возможных соучастников кражи. Полотно было найдено при попытке воров передать покупку подпольному коллекционеру . Преступление было раскрыто благодаря внедрению подставного покупателя-«миллионера» .

В 2012 году украинский музей согласился, что одесский «Поцелуй Иуды» не является авторским повторением дублинской картины. Украинские эксперты объявили, что теперь, после проведенных исследований, они согласны с этим фактом, на котором прежде настаивали представители ирландского музея. Татьяна Бычко, заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации , в чьём ведомстве сейчас находится картина, поведала журналистам, что для установления истины пришлось ехать в Эрмитаж . Петербургский музей, располагающий собственным подлинником великого итальянца (знаменитый «Лютнист »), в 1954 году занимался реставрацией «Поцелуя Иуды» в мастерских Грабаря и подтвердил данное предположение. Вероятней всего, картина была написана итальянским художником

Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!" Сам же, взяв с Собой Петра , Иакова и Иоанна , вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: "Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты". Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: "так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". И отошедши молился, говоря те же слова.

Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва - так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: "Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня".

В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпой людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: "Кого я поцелую, Того и берите". Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: "Радуйся Равви (Учитель)!" И поцеловал Его. Иисус Христос сказал ему: "Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?" Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию. Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: "кого ищете?" Из толпы отвечали: "Иисуса Назорея". Спаситель говорит им: "это Я". От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых. Спаситель снова сказал: "Кого ищете?" Они сказали: "Иисуса Назорея". "Я сказал вам это Я", ответил Спаситель. Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут". Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо. Но Иисус Христос сказал Петру: "вложи меч в ножны; ибо все взявшие меч, мечем погибнут (т.е. кто поднимет меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?"

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов. В толпе слуг были также и начальники иудейские, Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: "как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы". Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр , издали следовали за ним.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26, 36-56; от Марка, гл. 14, 32-52; от Луки, гл. 22, 40-53; от Иоанна, гл. 18, 1-12.

Последние дни земной жизни Спасителя

Великий Четверток
Взятие Христа под стражу
(Матф. 26:47-56; Мк. 14:43-52; Лк. 22:47-53 и Ин. 18:2-12)

Все четыре Евангелиста согласно рассказывают о предании Господа, причем каждый лишь привносит свои подробности, которые дополняют картину. По св. Иоанну, Иуда привел целую спиру , то есть часть легиона, называемую когортой и состоящую из 1000 человек с тысяченачальником во главе, о котором особо упоминается в 12-м стихе, а также служителей от первосвященников и фарисеев. Хотя было полнолуние, толпа эта пришла с фонарями и факелами в предположении, что Иисус может укрыться в потаенных местах сада. Воины были вооружены мечами, а слуги - дрекольями. По-видимому, они ожидали возможности серьезного сопротивления. Характерно предательство лобзанием. Первосвященники, боясь народного возмущения, дали приказ Иуде взять Иисуса осторожно. Отряду, видимо, не было сказано, Кого он должен привести: было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. А Иуда, храня в тайне данное ему поручение, ограничился одним лишь указанием: "Кого я поцелую, Тот и есть , за Кем мы идем: Возьмите Его и ведите осторожно" (Мк. 14:44)

Можно предполагать, что Иуда намеревался, отделившись от отряда, подойти к Иисусу с обычным приветствием, поцеловать Его, а затем отойти к Апостолам и таким образом скрыть свое предательство. Но это ему не удалось. Когда он подошел к Иисусу и растерянно сказал: "Равви, равви…" , то Иисус кротко спросил его: "Друг, для чего ты пришел?" Не зная, что сказать на этот вопрос, Иуда в смущении произнес: "Радуйся, Равви" , и поцеловал Его. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Господь сказал: "Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?"

Между тем стража приблизилась и, как повествует св. Иоанн (дополняя первых Евангелистов), Господь спросил: "Кого ищете?" С отрядом были, конечно, старейшины иудейские, которые знали, за Кем отряд послан; они-то и отвечали: "Иисуса Назарея.". "Это Я" , громко отвечал Господь. Пришедшим было внушено, что они должны будут взять Иисуса хитростью, осторожно, так как Он имеет приверженцев, которые могут за Него вступиться. И вдруг Он открыто, как бы ничего не боясь, говорит: "Это Я!" Эти слова Христовы заключали в себе для врагов Его потрясающую силу. И неожиданность такого ответа и сила духа, проявленная в нем, произвели на пришедших необыкновенное действие: они отступили назад и пали на землю. Когда они несколько оправились от потрясения, Господь вторично спросил их: "Кого ищете?", они снова отвечали: "Иисуса Назарея" . Господь говорит им тогда: "Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут" . Трогательна эта забота Господа о Своих учениках. Св. Иоанн поясняет при этом, что должны были сбыться слова первосвященнической молитвы Его:"Из тех, которые Ты Мне дал, Я не погубил никого". И стража действительно оставила Апостолов и приступила к Иисусу, чтобы взять Его.

Но тут Апостолы решили вступиться за Него, и нетерпеливый Петр, не дождавшись ответа на вопрос одного из них: "Господи, не ударить ли нам мечем?", извлек меч и, ударив первосвященнического раба Малха, отсек ему правое ухо, но не совершенно, так что Господь одним прикосновением исцелил его (Лк. 22:51). "Возврати меч твой в его место", сказал Господь Петру; "ибо все взявшие меч, мечем погибнут" - это, конечно, не пророчество, а только закон Божественной правды общего характера: кто нападает на другого с намерением лишить его жизни или нанести ему рану, тот сам достоин того же. Это та же мысль, которая заключена в заповеди, данной после потопа: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека" (Быт. 9:6). "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" Легионом назывался у римлян отряд, состоявший из 12 когорт и заключавший в себе около 10,000 воинов. Весь Ангельский мир ополчился бы в защиту Сына Божия, если бы он не предавал Себя на страдания добровольно. 12 легионов Господь как бы противопоставляет 12-ти ученикам Своим. "Как же сбудется Писание, что так должно быть?" (Мф. 26:54) - это значит, что все происходящее есть исполнение пророчеств. Среди пришедших за Иисусом, как говорит Лука, находились сами первосвященники и начальники храма. К ним Господь обратился с обличением: "Как будто на разбойника вы вышли с мечами и кольями" . Смысл этого обличения в том, что они явно шли на неправое дело, если не хотели обвинить Господа открыто перед всеми и взять Его, как нарушителя закона, среди белого дня, в присутствии народа, а употребили такой скрытный способ схватить Его ночью: "Теперь - ваше время и власть тьмы. Тогда все ученики, оставивши Его, бежали" . - Так исполнилось предсказание Господа, недавно Им произнесенное (Мф. 26:31). Один только Евангелист Марк добавляет, что некий юноша, завернувшись в покрывало, следовал за отрядом, взявшим Иисуса. Сочтя это подозрительным, воины схватили этого юношу, но он вырвался от них и убежал нагой, оставив покрывало в их руках.

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...