Классный час: Подвиг героя. Жуков М.П

Первые герои Великой Отечественной

Четыре десятилетия минуло с того рокового предрассветного часа, когда на советскую землю от Черного до Баренцева морей, обрушился удар гигантской силы Пять с половинои миллионов солдат и офицеров более 47 тысяч орудий и минометов, почти четыре тысячи танков пять тысяч бомбардировщиков и иетребителеи внезапно и вероломно бросил против Страны Советов маньян Гитлер Запылали мирные города и села, полилась кровь детей, женщин, стариков. Фашистские варвары уничтожали все и всех.

Советский народ, его Вооруженные Силы по призыву Коммунистическом партии поднялись на священную Великую Отечественную войну против норичневои бронированной чумы. На земле, на морях и в воздухе развернулись ожесточенные сражения. Сове ские люди на фронте и в тылу проявили массовый героизм и отвагу.

Самоотверженно бились с фашистскими воздушными пиратами летчики В схватках с «юнкерсами» применялось и такое средство борьбы, как таран. В первые же дни боев Родина узнала имена летчиков-истребителей, которые, израсходовав в бою снаряды, разили врага крыльями и винтами своих боевых машин.

8 июля 1941 года, на восемнадцатый день войны, троим из них - молодым летчикам-истребителям коммунисту Степану Здоровцеву, комсомольцам Михаилу Жукову и Петру Харито нову Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Все трое в свое время оканчивали аэроклубы Осоавиахима.

По просьбе читателей журнала мы рассказь ваем о боевых подвигах и судьбе первых героев великой битвы за свободу и независимость Родины, ее славных крылатых патриотах. Утром 27 июня, на шестой день Вели кой Отечественной воины, как всегда командир 158-го истребительного авиационного полка собрал личный состав

Наши наземные войска ведут ожесточенные бои с превосходящими сила ми врага. Мы должны прикрыть их от фашистском авиации

Младшим лейтенант Здоровцев, согласно плановой таблице, должен был вылететь на патрулирование последним Однако с командного пункта поступило сообщение: в сторону аэродрома приближается самолет противника.

В во: дух взвилась зеленая ракета Здоровцев запустил мотор и вырулил на старт Черет минуту коротнокрылый тупоносый И-16 устремился вперед. Набрав вь соту, Степан начал поиск, переклады вая истребитель с крыла на крыло Под нижней кромкой обЛака показалась точка Она быстро росла в размерах Вот уже видны все очертания самолета. Это был бомбардировщик Заметив И-16, эки паж «юнкерса» попь тался скрыться в густой пелене Здоровцев настиг противника и открыл огонь Вражеские стрел ни дали ответные очереди. Советский летчик продолжал бить по «юнкерсу» из всех пулеметов На левой плоскости Ю 88 появилось пламя Степану удалось подойти вплотную н разведчику и сверху дать новую длинную очередь Самолет с черными нрестами на крыльях как-то неуклюже накренился, опустил нос, устремился к земле и врезался в лес у небольшого озерка.

Степан заторопился на аэродром, плавно, на три точки посадил своего «ишачка», зарулил, сбросил с плеч лямки парашюта, выпрыгнул из кабины и доложил о первой своей победе.

28 июня первый вылет на патрулирование прошел сравнительно спокойно. В полдень погода ухудшилась. С неба начали срываться капельки дождя Степан Здоровцев и его ведомые сидели в каби> ах в готовности номер один. В термосах подвезли обед. Дотронуться до него не удалось. Поступила команда на вылет.

К аэродрому приближалась группа фашистских бомбардировщиков. П унявшись в воздух Здоровцев и его товари щи сразу увидели звено Ю-88 Оно с ходу начало сбрасывать бомбы на летное поле. Советские истребители вступили в бой. Позднее Степан Здоровцев об этом рассказывал сам в письме, которое опубликовала в те дни областная газета «Сталинградская правда».

«Три фашистских бомбардировщика, - писал Здоровцев, - начали бомбардировку нашего аэродрома. Мы пошли в атаку. Один из Ю 88 был сразу же сбит Я увязался в хвост другому вра жескому бомбардировщику. Сблизившись на положенную дистанцию, я нажал гашетки пулеметов. Фашистский самолет дрогнул, но продолжал лететь. Стрелки вражеского самолета открьли по мне огонь, но пули шли мимо. Я находился у врага в мертвом конусе, и как бь вра жеский самолет ни маневрировал, я повторял все его маневры Затем настала минута, когда у меня кончились патроны Враг удирал. Меня охватила ярость. Ненависть к врагу и преданность социа лнстической Родине заставили меня пойти на опасный риск - врезаться во вражеский самолет и зарубить его вин том своего истребителя. Так я и сделал.

Вот уже замелькали в глазах знаки фашистского самолета. Осталось пять, три, один метр. Вдруг от сильного удара меня отбросило от сиденья, но ремни удержали. Я дал ручку от себя, сделал переворот и стремительно пошел книзу. Затем, выровняв машину, я дал газ, но тотчас же почувствовал разрушительную тряску мотора Однако благодаря тому, что лопасти винта истребителя обломи лись симметрично и я находился на достаточно большой высоте, мне удалось благополучно посадить самолет на своем аэродроме.

Идя на такой риск, я ожидал гораздо худшего последствия. Ну, а с «Юнкерсом-88» дело вышло куда скучней. С отрубленным хвостом он врезался в землю и сгорел. Выпрыгнувших с парашютами фашистских летчиков забрали наши красноармейцы...»

Прошло еще несколько тяжелейших боевых суток Еще два фашистских самолета уничтожил в боях Степан Здоровцев.

8 июля он писал жене домой: «История моей фронтовой жизни за короткий срок воины велика, на письма нет ни одной минуты. Даже сплю на ходу... Идут ожесточенные бои, в которых мы, авиа Ция, - играем большую роль Мне уда лось отправить в черную пучину воины три вражеских самолета. Сам жив и здоров, пока невредим, но потерял некото рых дорогих мне товарищей».

Не знал Степан, когда писал письмо, что этот день, 8 июля 1941 года, явится для него совсем необычным. К стоянке его самолета, размахивая руками, вдруг подбежал молоденькии лейтенант, дежур ный по штабу.

Здоровцева, Жукова, Харитонова - срочно к командиру!

Не мешкая, летчик явился в штаб, вытянулся в струнку у двери, доложил-

По вашему приказанию, товарищ командир, младший лейтенант Здоровцев явился.

Командир полна шагнул навстречу:

Какой там приназ - громко пробасил он. - Не приказ, а Указ! Только что по радио передали. Вам, Михаилу Жукову и Петру Харитонову присвоено звание Героя Советского Союза!

Видя улыбающееся лицо командира, Здоровцев спросил:

Неужели только нам троим? Ведь столько отличных летчиков - и в пол ку, и в соединении, да и на других участках фронта!..

Вы - первые, самые первые! - ответил командир и обнял героя, как прижимает к сердцу отец родного сына.

Вечером на связном самолете достави ли свежие номера газет

Три портрета были помещены в «Правде» и Указ Президиума Верховного Совета СССР. Его слова звучали по-особенному торжественно: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом о- вагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда»... Под Уназом - стихотворение В И. Л е бедева-Кумача «Первые три». Его зачитал на митинге один из летчиков полна.

Здоровцев, Жуков, Харитонов! Вас обнимает вся страна! И все от дедов и до внунов Твердят родные имена... Пусть множатся ряды героев, Пусть в наши грозовые дни Дерутся все, кан эти трое, И побеждают, как они!

Выступая на митинге, Здоровцев произнес взволнованно:

В эти минуты моей жизни клянусь тебе, любимый народ, дорогая партия, буду беспощадно драться с врагом, не щадя ни сил, ни жизни!..

И он клятву свою сдержал. В послед нем в своей жизни воздушном бою, защищая любимую социалистическую Отчизну, землю, которая взрастила и воспитала его, коммунист Здоровцев сражался до тех пор, пока билось его сердце - пламенное сердце патриота.

Степан Здоровцев и сейчас с нами. Его имя носит в Астрахани одна из средних шнол. Именем Здоровцева названы пассажирский теплоход Волжского пароходства, колхоз.

Подвиг одного из первых Героев Великой Отечественной воины служит примером для курсантов аэроклуба, в котором он обрел крылья.


Р одился в 1916 году на хуторе Золотаревка ныне Семикаракорского района Ростовской области. Русский. Кандидат в члены КПСС Герой Советского Союза (8.7.1941). Награжден орденом Ленина.

Сын красного кавалериста Степан Здоровцев до вступления в Красную Армию сумел поучиться многому. Усвоив еще в раннем детстве немало уроков крестьянского труда, он, учась в станичной семилетке, окончил кружок по вождению трактора и вместе со взрослыми трактористами с утра до поздней ночи пахал землю на родном хуторе. Потом, после переезда семьи в Астрахань, быстро освоил слесарное дело, устроился в судоремонтные мастерские.

Вскоре Степан сдал экзамены на моториста баркаса и перешел работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Здесь Степан прошел хорошую школу мужества, а спокойным, рассудительным и смелым характером завоевал любовь и уважение товарищей. Вероятно, и это способствовало выдвижению Степана на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года комсомольская организация ОСВОДа послала Степана учиться в астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза. Так что ко времени призыва в Красную Армию Степан Здоровцев прошел неплохую жизненную школу.

Осенью 1938 года его направили в Сталинградской военное авиационное училище летчиков. Спустя два года после отличной сдачи государственных экзаменов, молодой летчик получил назначение в Ленинградский военный округ и отправился в авиационный полк, который находился в Пскове.

В полку Здоровцев понял, что ему недостает некоторых знаний и навыков, особенно в огневой подготовке. Особенно тщательно принялся он за отработку приемов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде. Удостоившись личной благодарности командующего ВВС Ленинградского военного округа за отличное окончание курсов командиров звеньев, Степан вернулся в родной полк.

Ранним утром 22 июня 158-й истребительный авиационный полк 39-й истребительной авиационной дивизии был поднят по тревоге. Дежурное звено, получив команду охранять подступы к аэродрому, стремительно поднялось в воздух. Все эскадрильи были переведены в состояние боевой готовности.

В беспрестанных полетах дежурных звеньев прошло несколько дней. Между тем обстановка на фронте осложнялась. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Вражеские самолеты еще не появлялись, но их следовало ожидать в любую минуту.

27 июня командир звена младший лейтенант Здоровцев должен был вылетать на патрулирование последним. К этому времени с командного пункта полка передали, что в направлении аэродрома летит вражеский самолет.

Взлетев по зеленой ракете, Степан набрал высоту. Вскоре он обнаружил фашистский бомбардировщик и атаковал его. Напрасно гитлеровец, отстреливаясь, пытался скрыться в облаках. Здоровцев настиг его, подошел вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолет камнем полетел к земле. Пикируя за ним, Степан увидел, как «юнкерс» упал в лесу и взорвался. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня три фашистских бомбардировщика Ю-88 пытались бомбить полковой аэродром. Взлетевшие навстречу им истребители сразу же сбили один из них. Беспорядочно сбросив бомбы, остальные повернули назад, устремившись за ближайшим «юнкерсом», Здоровцев догнал его в ста километрах от своей базы и вступил в бой. Изрешеченный пробоинами самолет противника продолжал упорно лететь на запад, а пулеметы Степана захлебнулись – кончились патроны. Не имея другого способа для уничтожения противника, он решился его таранить.

Форсируя двигатель, Здоровцев подошел снизу под хвост бомбардировщика, слегка взял ручку управления на себя и срубил винтом хвостовое оперение «юнкерса». Истребитель сильно встряхнуло, какая-то сила стала отрывать Степана от сиденья, но привязные ремни удержали его в кабине И-16. Убедившись, что машина еще может держаться в воздухе, он посмотрел вниз. Там, переваливаясь с крыла на крыло, падал «юнкерс». Спустя несколько секунд рядом с ним вспыхнули два белых облака – парашюты фашистских летчиков...

Таран Здоровцева оказался вторым в истории 158-го истребительного полка. Накануне, 27 июня, первый таран совершил младший лейтенант Петр Харитонов, а 29 июня – младший лейтенант Михаил Жуков. Они, так же как и Здоровцев, уничтожили этим способом фашистские бомбардировщики «Юнкерс-88».

Главный маршал авиации А. А. Новиков, командовавший в то время военно-воздушными силами Северного фронта, в своих воспоминаниях пишет: «Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза... Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было...»

8 июля 1941 года П. Т. Харитонову, С. И. Здоровцеву и М. П. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза.

А на следующий день, 9 июля 1941 года Герой Советского Союза младший лейтенант С. И. Здоровцев погиб в неравном воздушном бою при выполнении боевого задания в районе Пскова.

Имя Героя носят улицы в Астрахани и Волгограде, пионерские дружины, отряды и школы в ряде населенных пунктов. По Волге ходит новый пассажирский теплоход «Степан Здоровцев». В Астрахани С. И. Здоровцеву установлен памятник.

Литература:

В созвездии славы. Волгоград, 1976. С. 139–144.

Герои войны. Таллинн, 1984. С. 137–138.

Корнилов В. Н. Рыцарь неба. Волгоград, 1981.

Они прославили Родину. Ростов-на-Дону, 1974. Кн. 1. С. 144–146.

Отважные сыны Дона. Ростов-на-Дону, 1963. С. 40–41.

В канун 69-й годовщины освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков прошу «Псковские Новости» вернуться к святой теме подвига, потому что надеюсь на помощь газеты в восстановлении исторической справедливости.

В 1941-м, после оставления Прибалтики, удар немецко-фашистских войск приняли на себя Остров и Псков. В небе над нашим городом героически сражались лётчики 158-го истребительного авиаполка, который был сформирован перед войной и располагался в Крестах. Авиапарк состоял из 63-х самолетов. Командиром полка был Аркадий Петрович Афрамеев.

В те дни в псковском небе лётчики совершили первые воздушные тараны. Уже 28 июня тараны фашистских самолётов совершили младшие лейтенанты П.Т. Харитонов и С.И. Здоровцев, 29 июня - младший лейтенант М.П. Жуков.

8 июля 1941 года был подписан первый в годы войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении трём лётчикам звания Героя Советского Союза.

22 июля 2005 года героям был открыт памятник - перед военным аэродромом. Подвиг лётчиков Харитонова, Здоровцева и Жукова был увековечен. Но всё ли мы сделали, что были должны? Ведь вскоре воздушный таран в небе под Псковом совершил ещё один пилот - старшина Н.Я. Тотмин.

4 июля 1941 года в 16.00 восемь «Ю-88» под прикрытием двух «мессеров» произвели налёт на аэродром «Рожнополье», который находился возле Пскова. Наши лётчики только что вернулись с боевого задания, и заправленным был только самолёт Николая Тотмина. Старшина Тотмин вылетел один навстречу противнику.

Позже в донесении отмечалось: «Смелыми атаками он расстроил боевые порядки бомбардировщиков, заставил их беспорядочно сбросить бомбы. Истребители противника пошли в атаку на самолёт Тотмина, который мгновенно развернулся и лобовым тараном отрубил плоскость самолёта противника. Самолёт также был повреждён, лётчик на парашюте приземлился на аэродроме».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года Николаю Яковлевичу Тотмину, совершившему таран вражеского самолёта, было присвоено звание «Герой Советского Союза». Этот подвиг был совершён 72 года назад.

Николай Тотмин родился 19 декабря 1919 года в селе Усть-Яруль ныне Ирбейского района Красноярского края в крестьянской семье. Окончил 2 курса Канского сельскохозяйственного техникума, аэроклуб. В Красной армии служил с 1939 года. В 1940 году окончил Батайское военное авиационное училище. С июня 1941-го - на фронте.

Лётчики полка, в котором служили первые Герои Советского Союза в период Великой Отечественной, произвели 798 боевых вылетов и провели 244 воздушных боя, в которых уничтожили 38 самолётов противника. Николай Яковлевич Тотмин сбил 3 самолёта противника, совершил 63 боевых вылета. В воздушном бою под Ленинградом 23 октября 1942 года Тотмин погиб.

В селе Усть-Яруль именем героя названа улица, а в Пскове, который лётчик защищал, его имя до сих пор не увековечено.

Через год наш город будет отмечать 70-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Долг псковичей - увековечить имя Героя Советского Союза Николая Яковлевича Тотмина.

Антонина Соколова

Мне этот бой не забыть нипочем –

Смертью пропитан воздух,

А с небосклона бесшумным дождем

Падают звезды…

В.Высоцкий

70 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. В нашей стране нет ни одной семьи, в которой не хранили бы память о ней. И все те, кто сражался с оружием в руках, кто, стоял у станков, сеял хлеб, растил детей и ждал вестей от самых близких и дорогих людей, уже давно для последующих поколений стали героями самой страшной войны в истории человечества. Их были миллионы, тех, кто на фронте и в тылу приближал День Победы.

И все же главным героем этой войны по праву является советский солдат. В годы Великой Отечественной войны более 11 тысяч солдат, офицеров и генералов Советской Армии и партизан были удостоены самой высшей и почетной награды страны – звания Героя Советского Союза. Шестеро из них совершили свой подвиг в боях за Остров. Еще двое сражались на островской земле. В этой статье речь пойдет о них. И о их Подвиге.

Если обстоятельства этого требуют

Это было 28 июня 1941 года на подступах к Ленинграду. В 13 часов на перехват немецких бомбардировщиков вылетело 6 самолетов И-16 158-го истребительного авиаполка. В районе города Острова советские истребители атаковали врага. Они рассеяли группу «юнкерсов» и начали их преследовать.

П.Т.Харитонов

Младший лейтенант Петр Тимофеевич Харитонов волновался – это был его первый воздушный бой. Кроме того, во время боя машина Харитонова получила повреждения, отказали пулемёты. Самолёт противника со снижением уходил всё дальше и дальше… Харитонов прибавил обороты мотора и решил уничтожить врага любой ценой. Он направил свою машину на самолёт врага — вперёд и вниз. С каждой секундой расстояние между ними сокращалось, до земли оставалось 50 метров. Петр Харитонов вплотную подошёл к бомбардировщику и винтом ударил по его хвостовому оперению. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик врезался в землю. Трое из экипажа неприятеля сгорели, четвертый выбросился с парашютом, и его взяли в плен. Позже он показал, что экипаж самолета состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все они имели Железные кресты.

Самолёт Петра Харитонова из-за повреждённого винта сильно трясло. Тем не менее, он отыскал площадку для посадки и благополучно приземлился.

Не зная о подвиге П.Т. Харитонова, его однополчанин младший лейтенант Степан Иванович Здоровцев в 14 часов 10 минут того же дня вылетел для отражения налета фашистских бомбардировщиков. В районе Острова советские истребители стремительными атаками расстроили боевой порядок вражеской группы. Немецкие пилоты, беспорядочно сбросив бомбы, стали уходить с резким набором высоты. Степан Здоровцев догнал «юнкерс», когда стрелка высотомера показывала уже 7000 метров.

С.И.Здоровцев

Фашисты яростно отстреливались. Несколькими очередями советский истребитель заставил навечно замолчать обоих стрелков. И вот уже в прицеле голова фашистского пилота, но… патроны кончились. Здоровцев не колебался ни секунды. На максимальной скорости он стал сближаться с врагом и обрубил ему руль высоты. Бомбардировщик, потеряв управление, стал беспорядочно падать. Летчик и штурман выпрыгнули с парашютами, но на земле были взяты в плен.

На своей израненной машине, с отбитыми частично лопастями винта, Здоровцев с трудом дотянул до своего аэродрома.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года летчикам Петру Тимофеевичу Харитонову и Степану Ивановичу Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Вместе с ними этого высокого звания был удостоен Михаил Жуков, также сбивший тараном вражеский самолет в небе над Псковским озером. Это были первые Герои Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

Весть о первых таранах в небе Псковщины облетела все авиационные части. Скоро их подвиг повторили многие советские летчики. Если этого требовали обстоятельства, если в воздушном бою отказывали пушки, пулеметы, заканчивались снаряды, они готовы были уничтожать фашистские самолеты собственной машиной и шли на таран.

4 июля 1941 года пилот 158-го истребительного авиаполка старшина Николай Яковлевич Тотмин осматривал свой самолет на аэродроме Рожкополье под Островом, когда до его слуха донесся завывающий, характерный для «юнкерсов» гул моторов. Летчик быстро занял место в кабине И-16 и один пошел на взлет.

Шесть Ю-88 под прикрытием «мессершмиттов» уже подходили к аэродрому. Фашистские пилоты приготовились уже сбросить бомбы, как вдруг к ним протянулись огненные трассы от советского истребителя. Замыкающий группу «юнкерс» загорелся. Атака была настолько неожиданной, что враг растерялся. Строй бомбардировщиков рассыпался, они начали поспешно освобождаться от груза, сбрасывая бомбы, куда попало.

Николай Тотмин продолжал обстреливать врага. Но тут на советского летчика навалились «мессершмитты». Тотмин оказался между двумя вражескими истребителями. Он развернул свой И-16 на одного фашиста, готовясь расстрелять его или таранить, но тот отвернул, не приняв бой. В это время второй Ме-109 открыл огонь по нашему самолету. Однако летчику удалось выйти из-под атаки и самому зайти в хвост фашистскому самолету. Но над Тотминым нависли уже два других «мессершмитта». Немецкий истребитель, тот, что оказался впереди советского самолета, полез круто вверх и, развернувшись, стал пикировать на Тотмина. Николай Яковлевич сманеврировал и пошел снизу вверх в лобовую атаку. Расстояние между истребителями стремительно сокращалось. В последнее мгновение нервы фашиста не выдержали, и он отвернул. Тотмин, резко накренив самолет, крылом срезал плоскость «мессершмитта», который закувыркался вниз.

Советский самолет, получивший во время тарана большое повреждение, вошел в штопор. Старшина прилагал все усилия, чтобы спасти машину, но все было напрасно. Недалеко от земли он покинул самолет, воспользовавшись парашютом.

22 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Яковлевичу Тотмину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Но война только начиналась. И фронтовые судьбы наших Героев сложились по-разному. 25 августа 1941 года таранным ударом Пётр Тимофеевич Харитонов уничтожил ещё один самолёт противника. За этот подвиг он был награждён вторым орденом Ленина. А в сентябре 1941 года Петр Харитонов был тяжело ранен в воздушном бою. Вернуться в строй он смог только в 1944 году и продолжил свой боевой путь. Всего за время войны он лично сбил 14 самолётов противника.

Младший лейтенант Степан Иванович Здоровцев 9 июля 1941 года вылетел на разведку недавно оставленного аэродрома. В его задание входила только разведка, но, оказавшись над знакомым аэродромом, лётчик не смог сдержаться и нанёс по стоявшим на стоянках фашистским самолётам штурмовой удар. Взлетевшие истребители противника догнали его и навязали бой. Силы оказались слишком неравными. Вылетевшие на розыски Здоровцева товарищи заметили дым пожаров на вражеском аэродроме, но самого лётчика им найти так и не удалось…

Николай Яковлевич Тотмин совершил 93 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил 7 самолётов противника. Он погиб в воздушном бою 23 октября 1942 года под Ленинградом в окрестностях г. Тосно.

Повторили подвиг Гастелло

В конце июня – начале июля 1941 года боевая обстановка для войск Северо-Западного фронта складывалась крайне неблагоприятная. Удержать рубеж на реке Западная Двина не удалось. Танковые и моторизованные соединения 4-й танковой группы Вермахта, форсировав реку, двигались к Острову и Пскову. Удары по танковым и моторизованным колоннам противника наносила советская бомбардировочная авиация.

4 июля на бомбардировку такой колонны вылетела эскадрилья 10-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 41-й смешанной авиационной дивизии во главе с Леонидом Васильевичем Михайловым .

Капитан Михайлов был опытным летчиком. За мужество и мастерство, проявленные в боях с белофиннами зимой 1939-1940 гг., он был награжден орденом Красного Знамени. Боевым опытом обладал и штурман ведущего самолета капитан Гавриил Васильевич Левенец, грудь которого украшало 2 таких ордена. Орденоносцем был и стрелок-радист старший сержант Иван Дмитриевич Шереметьев.

Девятка бомбардировщиков СБ уже прошла Псков, внизу показались фашистские танки. И тут на эскадрилью напали истребители Ме-109. Капитан Михайлов приказал экипажам держать плотнее строй и развернуться на боевой курс. А небо вспороли взрывы зенитных снарядов и пулеметные очереди «мессершмиттов». Наши экипажи с трудом отбивали их атаки.

Сбросив первые серии бомб, эскадрилья пошла на новый заход. В этот момент зенитный снаряд угодил в самолет Михайлова. Несмотря на усиливающийся пожар, капитан еще раз завел эскадрилью на цель. Еще можно было выброситься на парашютах, посадить горящий самолет на лес, но Л.В. Михайлов, Г.В. Левенец и И.Д. Шереметьев приняли другое решение. Капитан Михайлов передал командование группой своему заместителю, старшему лейтенанту М.А. Живолупу, а сам направил горящий самолет в скопление вражеских танков… Так в небе Острова в районе д. Рубеняты Л.В. Михайлов и его товарищи повторили подвиг Николая Гастелло.

22 июля 1941 года капитану Леониду Васильевичу Михайлову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

С боем через линию фронта

22 июня 1941 года застало летчика бомбардировочной авиации Павла Андреевича Маркуцу в Москве, куда он прибыл сдавать экзамены в Военно-Воздушную Академию. С первых дней Великой Отечественной войны он сражался с фашистами в воздухе, бомбил вражеские позиции.

П.А.Маркуца

2 июля 1941 года командир звена 44-го скоростного бомбардировочного авиаполка старший лейтенант Павел Маркуца производил разведку войск противника в районе реки Западная Двина и бомбил переправу. В это время его самолет был атакован 8 истребителями противника. Силы явно были неравными. Командир экипажа старший лейтенант Маркуца, не раздумывая, стремительно пошел на сближение с головной машиной врага. Фашисты не ожидали дерзкой атаки советского летчика. Короткая пулеметная очередь – и один вражеский самолет рухнул на землю. Фашисты, очнувшись от неожиданности, вновь атаковали бомбардировщик. Штурман и стрелок-радист погибли в воздушном бою, Павел Маркуца тоже был ранен. И вот одна из пулеметных очередей настигла его машину. Вспыхнуло пламя, самолет начал падать. Машина, ломая верхушки деревьев, врезалась в лес и взорвалась.

П.А. Маркуца успел выбраться из кабины и отползти в сторону, прежде чем раздался взрыв самолета. Он отстегнул лямки парашюта, взвел курок пистолета и укрылся в лесу. С наступлением темноты Павел Андреевич стал выходить глухими тропами на восток, к линии фронта. На третий день своего пути он встретил группу бойцов 749-го стрелкового полка, попавших в окружение. Красноармейцы были вооружены. Часть из них была на лошадях и повозках вместе с ранеными бойцами. Командиров среди них не было, и старший лейтенант Маркуца, парторг эскадрильи, возглавил пехотинцев. По пути к ним примкнуло еще немало советских воинов, выходивших к своим через линию фронта. Павел Андреевич создал из разрозненных групп боеспособный отряд. Двигаясь вдоль дорог, бойцы сводного отряда громили по пути разъезды и посты врага, рвали линии связи, уничтожали мелкие гарнизоны, взрывали мосты, сеяли панику в тылах немецких частей. На седьмые сутки трудного и опасного пути отряд под командованием старшего лейтенанта П.А. Маркуцы с боем прорвался через линию фронта. В расположение советских войск в районе города Острова вышли 312 красноармейцев и членов семей офицеров Красной Армии, 122 лошади, обоз из 60 подвод с ранеными бойцами и штабными документами. Павел Андреевич лично вынес из окружения 2 полковых знамени.

Командование высоко оценило действия отважного летчика в боевых вылетах и действиях в тылу врага. На гимнастерке Павла Андреевича рядом с орденом Красного Знамени, которым были отмечены его воинская доблесть и отвага до начала Великой Отечественной войны, засияли орден Ленина и медаль Золотая Звезда. 27 июля 1941 года М.И. Калинин лично вручил Герою высокую награду.

В октябре 1941 года 44-й скоростной бомбардировочный авиаполк прибыл на Ленинградский фронт. Не один боевой вылет сделал П.А. Маркуца, защищая Ленинградское небо от фашистских стервятников. 22 ноября 1941 года старший лейтенант Маркуца погиб в воздушном бою под Ленинградом. Маршал авиации А.А. Новиков в книге «Крылатые богатыри» писал: «Это был отличный летчик и прекрасной души человек. Вся жизнь Павла Андреевича Маркуцы была отдана служению Родине».

Они сражались в небе Острова

В 1941 году летчик штурмовой авиации Андрей Никифорович Витрук уже обладал немалым боевым опытом. Ведь он участвовал в боях на Халхин-Голе, в так называемом «освободительном походе» Красной Армии в Западную Белоруссию, в войне с Финляндией…

С первых же дней Великой Отечественной войны А.Н. Витрук в действующей армии. Он сражается в небе Псковщины, принимает участие в штурмовках немецких наступающих частей в окрестностях г. Острова. В конце июля 1941 г. майор Витрук возглавил 65-й штурмовой авиаполк. С 8 октября вместе с 41-м, 120-м и 172-м истребительными авиаполками, а также эскадрильей У-2 полк вошел в состав наспех сформированной резервной авиагруппы полковника Н.А. Сбытова.

Эту авиагруппу бросили на Можайскую линию обороны Западного фронта, в помощь 77-й САД ВВС Московского военного округа. До 19 октября самолеты авиагруппы выполнили 508 вылетов. Они вывели из строя несколько танков, сотни автомашин, взорвали три склада боеприпасов, разрушили пять мостов и переправ, рассеяли и уничтожили до двух батальонов пехоты. При этом летчики выполняли полеты в сложных метеоусловиях, нередко на высоте всего 100–150 м и при горизонтальной видимости 600–800 м.

Эффективность действий 65-го ШАП была высоко оценена командованием. Через несколько дней генерал-майор Сбытов, командующий ВВС Московского военного округа, подписал представление о присвоении командиру 65-го ШАП майору Витруку звания Героя Советского Союза. В нем указывалось, что летчик проявил исключительное мужество при выполнении боевых заданий и выполнил к этому моменту 21 боевой вылет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года за умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм подполковнику Витруку Андрею Никифоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как и все мальчишки предвоенного времени, Иван Тимофеевич Журба восхищался мастерством и отвагой советских летчиков. И потому к началу войны Иван успел закончить 8 классов средней школы и Артёмовский аэроклуб. В июне 1941 года он добился направления в Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

И.Т.Журба

С сентября 1943 года старший лейтенант И.Т. Журба участвовал в боях. Лётчик-штурмовик громил врага в небе над Павлоградом, Запорожьем, Днепропетровском. 12 марта 1944 года под Николаевом, пробившись сквозь сильный зенитный огонь противника, он спикировал на автоколонну и прямым попаданием уничтожил 4 машины, бензозаправщик и три военные повозки. В составе 3-го, затем — 2-го Прибалтийских фронтов, командуя звеном 305-й штурмовой авиационной дивизии, старший лейтенант к сентябрю 1944 года совершил 108 боевых вылетов на разведку и штурмовку, уничтожил 7 танков, 6 дзотов, 5 складов с боеприпасами и горючим, 2 самолета на аэродроме. Иван Журба участвовал в прорыве оборонительного рубежа на реке Великой, под Псковом, в боях за Остров, Тарту. В сентябре 1944 года в районе города Тарту группа Илов, ведомая лейтенантом Иваном Журбой, атаковала и разгромила вражеский аэродром.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Ивану Тимофеевичу Журбе было присвоено звание Героя Советского Союза.

Атака противника была отбита

Никита Васильевич Никитченко был призван в ряды Красной Армии в марте 1942 года. Сначала служил в Приморье, а с мая 1944 года – в действующей армии в 42-м отдельном штурмовом инженерно-сапёрном батальоне (9-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада, 3-й Прибалтийский фронт).

Свой бессмертный подвиг Н.В. Никитченко совершил в боях за освобождение Псковской земли. 26 июня 1944 года в районе деревни Погостище Псковского (в настоящее время Островского) района Псковской области Никита Никитченко находился на выполнении задания по минированию танкоопасных направлений перед передним краем наших частей. Немцы на данном участке предприняли контратаку, пустили 6 танков и 2 самоходные пушки «фердинанд». При нападении танков Никитченко, сопровождавший в это время контуженного старшего лейтенанта Денисова на медпункт, заметил, что танки прорываются в расположение пехотных частей, а один «тигр» направляется на огневую позицию артиллерии. Красноармеец бросился, не раздумывая, с двумя противотанковыми минами под его гусеницы и погиб. Его подвиг воодушевил солдат, и атака противника была отбита. Н.В. Никитченко был похоронен в деревне Мурашино Псковского района Псковской области.

За героический подвиг и самопожертвование 24 марта 1945 года Никите Васильевичу Никитченко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Давно закончилась война…. Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой фронтовые дороги. Все меньше и меньше остается тех, кто пережил эти страшные годы. Более 70 лет нас отделяет от событий, о которых говорится в этой статье. Ушли в вечность и ее Герои. Но забывать о них мы имеем права. Помнить о тех, кто ценой своей жизни, завоевал Победу, — наш долг, дань вечного уважения и вечной благодарности.

Ирина Никифорова, старший научный сотрудник ГБУК ПО «Военно-исторический музей-заповедник»



24.12.1916 - 09.07.1941
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 08.07.1941

Памятники
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге


З доровцев Степан Иванович - командир авиационного звена 158-го авиационного истребительного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт), младший лейтенант.

Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка Семикаракорского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил тракторно-механическую школу. После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях.

Вскоре Здоровцева выдвинули на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года его послали учиться в Астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года. Вместе со своим одногруппником М.П. Жуковым Здоровцева направили служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа, базировавшийся на аэродроме Кресты в городе Пскове. Там он особенно тщательно принялся за отработку приёмов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде.

Ранним утром 22 июня 1941 года 158-й истребительный авиационный полк был поднят по тревоге. В беспрестанных полётах дежурных звеньев прошло несколько дней. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Истребители прикрывали от ударов фашистской авиации города Псков, Остров и коммуникации подхода наших войск к линии фронта. Здоровцев в первых боях зарекомендовал себя мужественным и талантливым лётчиком-истребителем.

27 июня 1941 года младший лейтенант Здоровцев вылетел на перехват летящего в направлении нашего аэродрома вражеского самолёта. Обнаружив фашистский бомбардировщик, Здоровцев атаковал его, подошёл вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолёт камнем полетел к земле. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня 1941 года группа наших истребителей патрулировала над городом Остров. Вскоре в небе появились 10 немецких бомбардировщиков "Ю-88" в сопровождении истребителей "МЕ-109". Наши истребители вступили в бой и не допустили фашистских бомбардировщиков к городу. В этом воздушном бою Здоровцев полностью израсходовал боеприпасы. На обратном пути к своему аэродрому он встретил вражеского бомбардировщика. Не желая безнаказанно пропускать фашистский самолёт, лётчик решился таранить его. Форсируя двигатель, Здоровцев подошёл снизу под хвост бомбардировщика и срубил винтом хвостовое оперенье «Юнкерса». Ему удалось удержать в полёте свой повреждённый И-16, в то время как, переваливаясь с крыла на крыло, падал «Юнкерс». Выбросившихся с парашютом фашистских лётчиков взяла в плен наша пехота. Здоровцев благополучно приземлился и через 2 часа на этом же самолёте вылетел на новое задание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года за совершённый воздушный таран младшему лейтенанту Степану Ивановичу Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он с лётчиками П.Т.Харитоновым , совершившим таран 27 июня и М.П.Жуковым , совершившим таран 29 июня 1941 года, стал первым Героем Советского Союза в Великой Отечественной войне.

9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, и в этом бою Здоровцев погиб.

На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани, и Волгограде - улицы. В 1975 году именем Героя названа улица в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В городе Астрахань установлен памятник Герою. Также его носят школы во многих населённых пунктах страны.

Приказом Министра Обороны СССР С.И.Здоровцев навечно зачислен в списки воинской части.

Награждён орденом Ленина.

Похожие статьи

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...

  • Что значит "поставить крест"

    О каком кресте говорил Иисус своим ученикам? Куда они должны были следовать со своим крестом? Что такое крестный ход? Что означают выражения: «Креста на тебе нет!» или «Поставить на нем крест!» ВСЕСЛАВЪ (ГЛОБА Игорь Александрович),...