Контроль в рамках системы управления охраной труда. Юрист Лусников: налоговые консультации и арбитражные дела Мониторинг системы управления охраной труда

Законодательство РФ предъявляет жесткие требования к работодателям в отношении охраны труда. Их принуждают из года в год все больше внимания уделять безопасности сотрудников.

Охрана труда (ОТ) рабочих необходима для предотвращения травматизма на производстве и профессиональных недугов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одним из элементов обеспечения безопасности производственного процесса является система управления охраной труда (СУОТ). Она включает ряд процедур и документы, которые регламентируют формирование управления ОТ, в т. ч. обязанности к должностям руководящего состава и специалистов предприятия.

Создание подобной системы принесет пользу ОТ в компаниях любого размера.

Требования СУОТ обязательны для выполнения не только сотрудниками организации, но и иными лицами, находящимися на ее территории. Например, в детском саду их должны соблюдать персонал, обслуживающие организации, родители малышей и дети под руководством воспитателей.

Определение терминов

СУОТ - это перечень действий, которые внедряются и выполняются в течение длительных промежутков времени. Методы СУОТ нельзя применять единично, например, накануне проверки на предприятии. Эффект от них возможен только при длительном и планомерном использовании.

При внедрении данных процедур компании опираются на законодательство РФ и международные стандарты. Главные из них - руководство МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001:2007.

Основные задачи

К ключевым задачам системы относятся:

  • отбор для ответственной работы, требующей специальных знаний, подходящих лиц, подтвердивших свои знания и умения на испытаниях;
  • обучение сотрудников способам труда, представляющим минимальную опасность для здоровья;
  • информирование рабочих о проблемах охраны труда;
  • обеспечение безопасной работы оборудования и его утилизации при завершении эксплуатации;
  • обеспечение максимальной надежности производственных методов;
  • гарантия надежности зданий и сооружений, расположенных на территории предприятия;
  • обеспечение соответствия санитарно-гигиенической обстановки предписаниям нормативной документации;
  • предоставление персоналу нормальной продолжительности отдыха;
  • снабжение сотрудников, занятых на работах с повышенным риском для здоровья, необходимыми защитными средствами, медицинским и гигиеническим оборудованием.

Главная цель СУОТ - снижение до минимума вероятности возникновения несчастных случаев в процессе работы и нормализация здоровья трудящихся, чьи обязанности непосредственно связаны с регулярным негативным воздействием на органы и системы организма.

Ведущую функцию в достижении целей и задач системы играют кадры. Они должны иметь хорошую подготовку, нужную квалификацию и внутреннюю заинтересованность.

Этапы разработки и внедрения на предприятии

В России внедрение СУОТ началось в 70-е годы XX века в форме единых систем, но в 90-е годы это направление прекратило свое развитие. Были ликвидированы службы ОТ, уволены соответствующие специалисты, что привело к потере накопленного опыта. Зарегистрированные позже организации не имели источников его приобретения.

В настоящее время есть правовое поле для создания и применения СУОТ, включающее законодательство РФ, опыт зарубежных стран и международные стандарты.

Главная идея СУОТ состоит в том, что любая направленная на определенный результат управляемая деятельность, применяющая трудовые, материальные, финансовые ресурсы, в ходе которой исходные элементы превращаются в конечные, представляет собой процесс. Итоги одного такого цикла являются начальным материалом для следующего.

Управление охраной труда подразделяется на следующие этапы:

Для повышения эффективности СУОТ компания должна:

  • создать систему;
  • применять ее и производить последовательное улучшение;
  • осуществлять сертификацию;
  • самостоятельно проводить оценку соответствия СУОТ требованиям ОТ и ГОСТ.

При создании СУОТ руководство предприятия должно:

  • отобрать имеющие отношение к деятельности компании законодательные документы РФ, содержание требования и нормы по ОТ;
  • выявить опасные и вредные факторы производства и возможные риски, связанные с работой предприятия в динамике;
  • определить свою политику в вопросах ОТ;
  • установить цели и задачи по ОТ в порядке приоритета;
  • разработать организационную структуру и программу для осуществления политики и достижения целей.

СУОТ должна предполагать:

  • планирование нормативов условий и ТО;
  • наблюдение за плановыми факторами;
  • возможность использования корректирующих и предупредительных мероприятий;
  • внутреннюю экспертизу СУОТ, анализ ее работы для обеспечения соответствия системы установленной политике и ее последовательного совершенствования;
  • возможность приспособления к меняющимся обстоятельствам;
  • возможность включения в систему менеджмента компании.

Создание политики предприятия, планирование трудовых условий и ОТ завершается разработкой Программы по улучшению условий труда и его охраны.

Она должна обеспечивать:

  • распределение ответственности за достижение намеченных целей, нормативов условий труда и ОТ для каждого отдела и яруса управления компании;
  • достаточность необходимых ресурсов;
  • соблюдение сроков выполнения задач.

Обеспечение функционирования СУОТ

Работодатель обязан обеспечить функционирование СУОТ в компании. Обязанности по ОТ должны грамотно распределяться между тружениками предприятия. Затем проводится планирование усовершенствований работы системы.

Руководитель компании утверждает Положение об охране труда, на основании которого и будет функционировать СУОТ.

Распределение обязанностей

Обязанности по ОТ распределяют в соответствии с типовым положением о СУОТ, утвержденным приказом Минтруда № 438н от 19.08.16.

Раздел 4 документа для обеспечения работы системы предлагает учитывать:

  • специфику деятельности компании;
  • управленческую структуру;
  • численность персонала.

Анализ данных показателей поможет выделить уровни управления начиная от руководителя, заканчивая рабочей бригадой. Каждый уровень должен иметь выполнять определенные функции по ОТ.

Их фиксируют следующими путями:

  • в тексте Положения о СУОТ;
  • составляют план;
  • в договорах или .

Пример распределения обязанностей по ОТ в отношении документации СУОТ приведен в виде таблицы:

Ответственное лицо Обязанности по ТК РФ
Руководитель (самостоятельно) Управляет разработкой распоряжений и распределяет функции по ОТ между:
  • заместителями;
  • начальниками подразделений;
  • службой по ОТ.
Руководитель (через ответственных лиц) Предоставляет доступ к действующей документации и сведениям, включающим требования по ОТ, персоналу и иным заинтересованным лицам для ознакомления.
Специалист (отдел) по ОТ Контролирует обеспечение работников юридическими и методическими документами по ОТ.
Начальник подразделения Оснащает места общего доступа отдела документами и информацией с требованиями ОТ для ознакомления персонала с ними.
Мастер (бригадир) Не допускает к труду лиц в состоянии опьянения, составляет документальное подтверждение этому и сообщает руководителю.

Работодатель обязан определить порядок, как оформляются и представляются отчеты об авариях, травмах, профзаболеваниях (п. 63 Положения № 438н).

Положение и другие документы

Работа организации в области СУОТ основывается на Положении, утвержденном приказом Минтруда № 438н от 19.08.16. С его помощью работодатели подбирают наиболее подходящую для своей деятельности СУОТ и формулируют обязательные положения по ОТ. Эффективная работа СУОТ предусматривает составление большого количества бумаг.

К ним относятся:

  • заключение (акт) экспертной комиссии о состоянии производства в компании в сфере охраны труда;
  • политика, которой следует администрация предприятия при внедрении и применении системы;
  • инструкции к должностям для сотрудников опасных профессий с указанием норм по обеспечению безопасности трудового процесса;
  • колдоговор работников с руководством;
  • инструкции по технике безопасности и действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • журналы с итогами проверки знаний персонала по обеспечению безопасности трудового процесса;
  • журналы регистрации мероприятий по повышению грамотности тружеников в области предупреждения ситуаций, представляющих опасность для здоровья.

Бумаги, подтверждающие создание и работу системы необходимы работодателю. При проверке их обязательно затребует трудовая инспекция. Кроме того, они позволяют бухгалтерам в налоговом учете полноправно списывать издержки на мероприятия, предусмотренные СУОТ.

Контроль и мониторинг реализации процедур

Мониторинг реализации процедур СУОТ включает:

  • определение и оперативную корректировку способов регулярной оценки соответствия состояния ОТ на предприятии действующим законодательным нормам;
  • определение и анализ несоответствий, действия для смягчения результатов их проявлений;
  • разработку мероприятий, сбор данных, изучение несоответствий (аварий, ЧП и т. д.), смягчение их последствий, анализ результативности принятых, предупредительных, страхования персонала от непредвиденных ситуаций на производстве и профзаболеваний;
  • разработку и ведение записей по ОТ, отражающих данные об обучении, инструктажах, итогах внутреннего аудита по ОТ (книга, акт, журнал и т. д.);
  • создание и своевременную корректировку планов и способов проведения аудита СУОТ.

Согласно законодательству РФ надзором и контролем над выполнением требований по ОТ занимается федеральная трудовая инспекция. Общественное наблюдение за соблюдением прав и интересов трудящихся в сфере ОТ осуществляют профсоюзы и другие сотрудники представительных органов.

Руководство компании обязано периодически анализировать функционирование СУОТ для обеспечения ее результативности, реализации утвержденной политики и соответствия ГОСТ. Экспертиза должна проводиться на основе собранных сведений.

Итоги проверки системы используют для проведения требуемых изменений в политике, задачах ОТ, учитывая, какие результаты дал внутренний контроль СУОТ, последствия изменений внешних факторов и требований совершенствования системы.

Планирование улучшений

Для совершенствования работы СУОТ руководитель должен:

  • выяснить, как контроль над функционированием системы и оценка отдельных мероприятий сказывается на ее результативности;
  • обращать пристальное внимание на итоги расследования ЧП, травм на производстве, профзаболеваний;
  • учитывать результаты ревизий чиновников;
  • считаться с предложениями коллектива.

Минтруд полагает, что для изучения действенности работы СУОТ нужно оценить следующие показатели:

  • насколько исполнены задачи организации по ОТ;
  • как СУОТ помогает руководителю исполнять свои функции, согласно установленной Политике;
  • сравнение с прошлым анализом эффективности;
  • необходимость внесения поправок в систему (цели, перераспределение обязательств и ресурсов);
  • требуется ли подготовка лицам, которых затронет корректировка СУОТ;

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

66. Целью обеспечения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур является:

– оценка соответствия состояния условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также требованиям охраны труда, которые работодатель обязался выполнять;

– формирование обратной связи по результатам деятельности работодателя в области охраны труда;

– получение информации для определения результативности и эффективности процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда;

– получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию системы управления охраной труда.

67. В разделе «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур» необходимо отразить основные виды контроля, к которым можно отнести:

– постоянный (текущий) контроль;

– периодический (административно-производственный, общественный) контроль;

– реагирующий контроль;

– внутренний аудит.

68. Применение различных видов контроля зависит от объектов контроля и необходимой периодичности их контроля. Рекомендуется устанавливать следующие виды контроля в зависимости от объектов:

– постоянный контроль – для контроля состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов; выполнения работ работником в рамках осуществления технологических процессов и операций; идентификация опасностей; мониторинга показателей реализации процедур по охране труда, а также реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно;

– периодический контроль – для контроля выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, оценка профессиональных рисков; обучение работников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т.п.;

– реагирующий контроль – для учета и анализа проявившихся инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также при изменении государственных нормативных требований охраны труда;

– внутренний аудит – для контроля эффективности функционирования всех процессов СУОТ.

69. Для обеспечения контроля выполнения процедур на каждом уровне управления рекомендуется устанавливать ступенчатые формы контроля, одной из которых является административно-производственный контроль:

– 1-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне производственной бригады, участка;

– 2-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне структурного подразделения;



– 3-я ступень административно-производственного контроля реализуется на уровне организации.

70. С учетом структуры управления в организации могут применяться многоступенчатые формы административно-производственного контроля.

– на 1-й ступени административно-производственного контроля реализуется постоянный (текущий), ежесменный контроль, осуществляемый руководителем соответствующего трудового коллектива (бригадиром, мастером);

– на 2-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, еженедельный (но не реже двух раз в месяц) контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем структурного подразделения организации;

– на 3-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, ежемесячный контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем организации.

72. Трехступенчатая или многоступенчатая формы административно-производственного контроля не исключают проведение общественного контроля в соответствии с законодательством о профессиональных союзах. К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов (трудового коллектива).

73. В данном разделе положение рекомендуется отразить, что реагирующий контроль проводится в случаях возникновения инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и осуществляется, как правило, комиссией, определяемой работодателем.

74. Для оценки эффективности функционирования всех процессов СУОТ рекомендуется отразить положения о проведении внутренних аудитов (проверок) системы управления охраной труда. Как правило, проведение внутренних аудитов осуществляется периодически, компетентными специалистами (аудиторами) организации.

75. Для обеспечения независимости и объективности проверок, проводимых в рамках внутреннего аудита, могут привлекаться независимые от работодателя специализированные организации в области охраны труда.

76. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо оформлять документально, как правило, в форме акта и обеспечивать их сохранность в установленные законодательством сроки.

77. В данном разделе положения рекомендуется устанавливать необходимость обсуждения результатов контроля на совещаниях, проводимых руководителями соответствующего уровня управления организации, и оформления результатов обсуждения протоколами. По итогам проведения совещаний рекомендуется издавать распорядительные документы (приказы) с указанием перечня мероприятий, корректирующих и предупреждающих действий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц.

78. Рекомендуется устанавливать, что применяемые в организации виды контроля соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда должны периодически оцениваться на актуальность и при необходимости корректироваться.

VII. Планирование улучшений функционирования СУОТ

79. Принцип постоянного совершенствования (улучшения) СУОТ заключается в том, чтобы, наряду с выполнением обязательных требований законодательства, работодатель всегда стремился достичь максимально возможной эффективности функционирования СУОТ, направленной на исключение и предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников, достижения заявленных целей.

80. В разделе планирования улучшений функционирования СУОТ рекомендуется определить процедуру анализа эффективности функционирования СУОТ, которая, как правило, проводится работодателем.

81. Частота и объем анализа работодателем эффективности функционирования СУОТ определяются в соответствии с необходимостью и особенностями производственной деятельности организации. Как правило, в организации устанавливаются два вида анализа эффективности функционирования СУОТ:

– периодический - данный анализ проводится ежегодно, в период планирования финансирования мероприятий необходимых для эффективного функционирования СУОТ;

– внеочередной анализ – проводится по инициативе работодателя в связи с изменениями в законодательстве по охране труда, изменениями в структуре управления, введением новых технологий, необходимостью исправить крупные недостатки в функционировании СУОТ и др.

82. Исходными данными для анализа эффективности функционирования СУОТ являются как минимум:

– результаты внутренних аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным и иным требования, которые работодатель обязался выполнять;

– показатели деятельности работодателя в области охраны труда;

– результаты предыдущих анализов со стороны работодателя;

– результаты расследования инцидентов, несчастных случаев, профессиональных заболеваний;

– соответствующие сообщения от внешних сторон (надзора и контроля) и внутренних сторон (жалобы);

– изменяющиеся обстоятельства в трудовом законодательстве, нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

83. При анализе эффективности функционирования СУОТ работодателем, как правило, оцениваются:

– степень достижения целей работодателя в области охраны труда;

– способность СУОТ удовлетворять в целом потребностям работодателя, отраженных в Политике организации;

– эффективность действий, намеченных руководителями на всех уровнях управления организации по результатам предыдущих анализов эффективности функционирования СУОТ;

– необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда;

– необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

84. Объем исходных данных для анализа эффективности функционирования СУОТ и количество оцениваемых показателей устанавливается работодателем самостоятельно с учетом особенностей осуществления деятельности, видом (видами) деятельности работодателя, формой собственности и организационно-правовой формой работодателя.

85. Результаты анализа эффективности функционирования СУОТ работодателем рекомендуется оформлять документально в виде организационно-распорядительного документа. В данном документе дополнительно необходимо указывать информацию о планировании мероприятий по улучшений функционирования СУОТ.

86. Мероприятия по улучшению функционирования СУОТ необходимо регулярно пересматривать с учетом анализа передового опыта других работодателей, предложений работников, изменений в деятельности организации, в трудовом законодательстве и нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ).

2.2. Основные принципы и задачи СУОТ

2.3. Общая структура управления охраной труда

2.4. Порядок разработки и внедрения СУОТ

2.5. Требования стандарта OHSAS 18001 (ДСТУ-П OHSAS 18001). Особенности и сфера применения.

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (суот).

Система управления охраной труда (СУОТ) - это совокупность органов управления предприятиями, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целенаправленную, планомерную деятельность по осуществлению задач и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда.

Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, задач и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации.

Главная цель управления охраной труда является создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах - руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными.

Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятия в целом.

Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.

CУОТ должна состоять из следующих элементов приведенных на рис. 2.1, которые должны содержать следующую информацию:

1. Официально определены принципы и цели (политики) работодателя по вопросам охраны труда в том числе определение нормативно-правовых актов по охране труда, действующих на предприятии

2. Указывать работодателя в системе управления охраной труда

3. Схема взаимосвязей и распределение обязанностей между руководством высшего звена их обязанности и ответственность

4. Установлены функций для структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах

5. Ресурсы для возможности реализации задач СУОТ

6. Утвержденные формы документации, действующей в системе управления

7. Порядок привлечения работников к СУОТ

8. Систему профессионального отбора, обучения и инструктажей по вопросам охраны труда

9. Порядок обмена информацией между всеми уровнями управления и рабочими

10. Механизм идентификации вредных и опасных производственных факторов в том числе с помощью общественно-административного контроля

11. Систему учета, анализа и оценки рисков возникновения несчастных случав

12. Систему и порядок планирования (меры должны быть конкретными и поддаваться контролю)

13. Процедуры и мероприятия по корректировке системы и возможности ее усовершенствования

Рис. 2.1. Основные элементы СУОТ

14. Порядок предупреждения аварийных ситуаций, и подготовку персонала

15. Процедуры оценки на соответствие требованиям безопасности материально-технического обеспечения

16. Требования к подрядным организации

17. Мониторинг выполнения и оценки результативности действия системы на уровне высшего руководства

18. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

19. Систему проверок (аудита) по определению ли элементы системы управления адекватными и эффективными и порядок подготовки аудиторов

К основным функциям управления охраной труда относятся:

    прогнозирование и планирование работ, их финансирование;

    организация и координация работ;

    учет показателей анализ и оценка состояния условий и безопасности труда;

    контроль за функционированием СУОТ;

    стимулирование работ по совершенствованию охраны труда.

Функционирование системы обеспечивается руководителем предприятия и реализуется через комплекс организационных мероприятий.

Выполнение управленческих решений по вопросам охраны труда и обеспечения функционирования СУОТ в структурных подразделениях осуществляется руководителями этих подразделений .

Организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех структурных подразделений предприятия в рамках СУОТ осуществляет служба охраны труда .

В управлении охраной труда, кроме штатных должностных лиц и структурных подразделений принимают участие профсоюзный комитет (цеховые комитеты) с его комиссией по охране труда и общественных инспекторов по охране труда или другие уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда, задачи и функции которых должны быть определены соответствующими положениями.

В целом организационная структура управления охраной труда базируется на координирующей роли службы охраны труда, в соответствии с действующим на предприятии положения, наделена необходимыми полномочиями и участвует в осуществлении всех функций, связанных с обеспечением безопасности труда.

Преимущественное право разрабатывать и представлять руководству предприятия на рассмотрение и утверждение организационно-распорядительные документы по вопросам охраны труда имеет служба охраны труда.

Если возникает необходимость разработки таких документов структурными подразделениями (отделами и т.п.) они подлежат обязательному согласованию со службой охраны труда.

Большое значение в создании безопасных и безвредных условий труда имеет стандартизация. Она позволяет применять действенные меры по повышению технического уровня и упорядочения разработки нормативно-технической документации по безопасности труда.

В нашей стране создана система стандартов безопасности труда, представляет собой комплекс большого количества взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение труда. Эта система устанавливает общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию и процессов, требования к средствам защиты работающих, методы оценки безопасности труда.

СУОТ предприятия устанавливает единый порядок деятельности руководителей структурных подразделений и других должностных лиц по вопросам охраны труда: целевые задачи и функции подразделений, обязанности должностных лиц, порядок планирования профилактической работы, систему контроля за состоянием охраны труда и соблюдением работающими требований правил, норм и инструкций по охране труда, а также основные положения экологического регулирования и мотивации работы по охране труда на предприятии.

Основные задачи управления охраной труда можно выразить кратко - обеспечение соблюдения требований НПАОП безопасности условий труда и безопасности технологических процессов и производственного оборудования, а также внедрение национальной концепции развития в сфере управления охраной труда.

СУОТ – сокращенная аббревиатура такого понятия в области охраны труда, как «система управления охраной труда ».

Ее разработка и внедрение на предприятии, в организации, учреждении любых типов и форм собственности является обязательной в 2019 году в связи со статьей 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.

На любом предприятии Положение о СУОТ определяет порядок и структуру управления охраной труда, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда , как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Действие данного Положения распространяется на всей территории организации, во всех ее зданиях и сооружениях. Требования Положения СУОТ обязательны в исполнении и соблюдении для всех работников организации.

Здесь Вы можете бесплатно скачать образец-пример нового Положения о СУОТ и приказ по ее утверждению и переделать под нужды своего предприятия.

Приказ об утверждении Положения о СУОТ на предприятии: образец 2019 года

Государственное казенное (бюджетное, автономное) учреждение (организация, предприятие) социального обслуживания «Наименование центр социального обслуживания населения»

П Р И К А З

Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в ГКУ СО «Наименование ЦСОН»

Руководствуясь приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», абзацем четвёртым пункта 3.3. Устава Учреждения (последнее может не быть обозначено),

приказываю:

  1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (прилагается).
  2. Фамилия И. О., заместителю директора и Фамилия И. О., инженеру по технической эксплуатации жилищного фонда ознакомить с данным положением сотрудников Учреждения.
  3. Настоящий Приказ вступает в силу с 19 января 2019 года.
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

С приказом ознакомлены:

Положение о СУОТ в организации: образец 2018-2019

Приложение к приказу директора ГКУ СО «Наименование ЦСОН» от 19.01.2019 г. № 20.

Положение о системе управления охраной труда в ГКУ СО «Наименование ЦСОН»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьёй 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – часть общей системы управления, обеспечивающая управление рискам и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (далее – Предприятие, Организация, Учреждение – что-то одно выберите).

Настоящее Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда на Предприятии, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

1.2. Действие Положения распространяется на всей территории Организации, во всех зданиях и сооружениях Предприятия.

1.3. Требования Положения обязательны для всех работников Учреждения.

  1. Политика Предприятия в области охраны труда

2.1. Политика Предприятия в области охраны труда (далее – Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией Организации о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

2.2. Политика по охране труда обеспечивает:

а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

г) учёт индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;

д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

е) обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики деятельности Организации.

  1. Цели Предприятия в области охраны труда

3.1. Основные цели Системы управления охраной труда в Учреждении:

  • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по её совершенствованию;
  • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации здания и помещений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
  • формирование безопасных условий труда;
  • контроль над соблюдением требований охраны труда;
  • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
  • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении;
  • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.
  1. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами Организации

4.1. Организационно система управления охраной труда в Учреждении является двухуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет директор Предприятия. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет специалист по охране труда.

4.2. Порядок организации работы по охране труда в Организации определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

4.3. Директор Предприятия в порядке, установленном законодательством:

  • осуществляет общее управление охраной труда в Организации;
  • обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами, локальными актами по охране труда Учреждения;
  • обеспечивает безопасную эксплуатацию здания и помещений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда;
  • своевременно организует осмотры и ремонт здания (помещений) Учреждения;
  • утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для работников Учреждения;
  • обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
  • принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
  • выносит на обсуждение совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
  • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
  • обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль над эффективностью их использования, организует обеспечение работников Учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику;
  • осуществляет поощрение работников Учреждения за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;
  • контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;
  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
  • сообщает о групповом, тяжёлом несчастном случае и случае со смертельным исходом в государственную инспекцию труда, фонд социального страхования, прокуратуру, администрацию района, Ростехнадзор и в другие государственные и муниципальные органы;
  • принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
  • контролирует выполнение ежегодных соглашений по охране труда;
  • утверждает инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику.

4.4. Служба охраны труда.

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Предприятия.

Функции службы охраны труда в Организации возлагаются на специалиста по охране труда, который подчиняется непосредственно директору Предприятия.
Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевым), соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

Основными задачами специалиста по охране труда являются:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Учреждения;
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • оснащение Учреждения необходимыми пособиями по охране труда, средствами обучения и т. п.;
  • разработка новых и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
  • контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
  • контроль за выдачей работникам спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;
  • контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;
  • контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на специалиста по охране труда возлагаются следующие функции:

  • учёт и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
  • оказание помощи подразделениям в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • организация, методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • проведение проверок, обследований технического состояния здания и помещений, средств индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
  • разработка программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
  • участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда;
  • оказание помощи директору Предприятия в составлении списков должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев;
  • оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;
  • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на работе или профессиональными заболеваниями;
  • составление отчётности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
  • разработка программ обучения по охране труда работников Организации;
  • проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу, командированными, проходящими производственную практику;
  • контроль за обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • организация своевременного обучения по охране труда работников Предприятия, в том числе его директора, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
  • обеспечение должностных лиц, структурных подразделений Организации локальными нормативными правовыми актами Учреждения, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
  • организация совещаний по охране труда;
  • доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда в Организации;
  • контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на работе, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • контроль за своевременным проведением соответствующими специалистами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • контроль за организацией хранения, выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • контроль за правильным расходованием средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • контроль за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений директору Организации по устранению выявленных недостатков.

Специалист по охране труда:

  • организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Предприятия;
  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Учреждения по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;
  • обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
  • запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;
  • несёт персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Учреждении.
  1. Процедуры, направленные на достижение целей Предприятия в области охраны труда

5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда директор Организации своим приказом устанавливает:

а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;

б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих обучение по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);

г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;

д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;

е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях, за проведение стажировки по охране труда;

ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;

л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на работе;

м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;

н) порядок организации и проведения мероприятий по охране труда;

о) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

5.2. При рассмотрении различных производственных опасностей директором Предприятия устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

5.3. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях директор Организации своим приказом устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.

Такое информирование может осуществляться в форме:

а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;

б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;

д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;

е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

  1. Планирование мероприятий по организации процедур

6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур директор Предприятия, исходя из специфики деятельности Предприятия, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее – План).

6.2. В Плане отражаются:

а) результаты проведенного специалистом по охране труда анализа состояния условий и охраны труда;

б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;

в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;

е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

  1. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

7.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур директор Учреждения своим приказом устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашению по охране труда;

б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

  1. Планирование улучшений функционирования СУОТ

8.1. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ директор Предприятия ежегодно на основании предложений специалиста в области охраны труда и с учетом результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников утверждает план улучшения функционирования СУОТ.

  1. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости директор Организации устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.

9.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:

а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;

б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;

в) невозобновление работы в условиях аварии;

г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;

д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на рабочем месте и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;

е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.

9.3. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний директор Предприятия устанавливает порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчётных документов.

  1. Управление документами СУОТ

10.1. С целью организации управления документами СУОТ директор Организации устанавливает (определяет) формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ.

10.2. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяется контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:

а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;

б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;

г) результаты контроля функционирования СУОТ.

  1. Заключительные положения

11.1. При изменении действующего законодательства настоящее Положение подлежит пересмотру.

11.2. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Положением, должностные лица Учреждения обязаны руководствоваться действующим законодательством в сфере охраны труда и Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н.

11.3. С настоящим Положением должны быть ознакомлены все работники Учреждения.

Видео-мультик по теме

Мультфильм про технику безопасности «Энергоформа»

Персноажная 2d анимация для компании Энергоформа. Мультфильм объясняет правила техники безопасности для сотрудников при работе с электрооборудованием на железной дороге.

I. Предварительный анализ состояния охраны труда

Предварительный анализ состояния охраны труда в организации включает в себя:

  • Выбор видов производственной деятельности, оценка (идентификация) рисков и отнесение предприятия к классу профессионального риска.
  • Подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучение и анализ условий труда на действующих рабочих местах.
  • Подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучение и анализ травмоопасности действующих рабочих мест.
  • Подбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания.
  • Определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда.
  • Комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверка применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия.
  • Приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях.
  • Подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Определение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  • Организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.

II. Планирование системы управления охраной труда

1. Концепция (политика) охраны труда

Работодатель должен сформулировать и документировать основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда.

2. Цели и задачи в области охраны труда

Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда. Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности.


При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа. Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.

Разрабатывая план (программу) по охране труда, организация должна определять:

  • Ответственность и необходимые полномочия для соответствующих функций и уровней в организации.
  • Материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач.

Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться.

III. Разработка и применение системы управления охраной труда

1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.


Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.


При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.


Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14, рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7.


Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: приказы, должностные инструкции, трудовые договоры и др.

2. Подготовка и обучение персонала

Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.


В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа:

  • Вводного
  • Первичного на рабочем месте
  • Повторного
  • Целевого
  • Внепланового

Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций по охране труда.

3. Доступность информации

  • Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников.
  • Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте.
  • Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда.

4. Документация системы управления охраной труда

Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков, в соответствии с видом экономической деятельности.


Система управления охраной труда предусматривает:

  • Проектные решения с учетом вида деятельности предприятия.
  • Экспертные заключения по предприятию.
  • Акты ввода в эксплуатацию.
  • Документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда.
  • Документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда.
  • Определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда).
  • Приказы о введении в действие системы управления охраной труда.
  • Должностные инструкции.
  • Приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда.
  • Заключение коллективного договора.
  • Заключение соглашения по охране труда.
  • Разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа).
  • Инструкции по охране труда по профессии и видам работ.
  • Ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.
  • Журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда.
  • Карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
  • Акты проведения медицинского обследования работников.
  • Учет данных о состоянии здоровья работников.
  • Разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск).
  • Акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента.
  • Результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
  • Результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством.

Работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом.

5. Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма

Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем:

  • Организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных актов.
  • Проведения специальной оценки условий труда.
  • Устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов.
  • Обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативным правовым актом в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение.
  • Обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта.
  • Применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026.
  • Использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
  • Проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов).
  • Контроля исходного сырья, комплектующих, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности.
  • Соблюдения режимов труда и отдыха.
  • Информирования работников о состоянии условий и охраны труда.
  • Выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда.
  • Своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам специальной оценки условий труда.
  • Надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
  • Подготовки персонала по охране труда.

Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях.


Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков для чего осуществляют:

  • Внесение изменений в документацию системы управления охраной труда.
  • Выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
  • Перераспределение ответственности и полномочий в области охраны труда.
  • Перераспределение ресурсов.

IV. Проверка системы управления охраной труда

1. Текущий контроль

Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и охраны труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.


Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:

  • Контроль достижения целей.
  • Систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования.
  • Контроль производственной среды, включая организацию труда.
  • Контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
  • Оценку соответствия нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием.

Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:

  • I ступень – ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест.
  • II ступень – ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива.

По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.


Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.

2. Реагирующий контроль

  • Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
  • Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов по охране труда и непосредственных руководителей работ.
  • Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.
  • Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

3. Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда

Проверка (аудит) системы управления охраной труда – это обследование с целью установить, соответствует ли деятельность и связанные с ней результаты запланированным и являются ли принимаемые меры эффективными.

Проверка (аудит) позволяет контролировать эффективность всех элементов системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов.


Проверка (аудит) системы управления охраной труда проводится для:

  • Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда.
  • Определения соответствия системы управления охраной труда требованиям стандарта, положениям политики в области охраны труда.
  • Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки.
  • Рассмотрения и учета результатов предыдущих проверок (аудитов) системы управления охраной труда.
  • Представления информации по результатам проверок (аудитов) системы управления охраной труда руководству организации.

Для обеспечения систематической проверки (аудита) системы управления охраной труда составляют планы проверок и контролируют их результаты. План проведения проверок (аудитов) системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда. Результаты проверки (аудита) необходимо оформлять документально.

V. Анализ функционирования системы управления охраной труда

Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализ должен включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи по результатам анализа со стороны руководства.

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя:

  • Результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять.
  • Соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы.
  • Показатели работы организации в области охраны труда.
  • Степень выполнения целей.
  • Результаты расследований произошедших в организации инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий.
  • Результаты предыдущих анализов со стороны руководства.
  • Меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда.
  • Рекомендации для улучшения.

Результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.

Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

  1. Лиц, которые ответственны за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер.
  2. Комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...