Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности Направленность личности и ее свойства

Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и .

Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности , ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения . Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.

Формирование направленности личности

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

  1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
  2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
  3. стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
  4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;
  5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
  6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
  7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
  8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель . Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией . Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.

Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности

— это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и , выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.).

Во всех видах активности человека направленность проявляется в особенностях интересов личности.

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности (рис. 1) личности как в сложном ее психическом свойстве, включающем в себя систему побуждений, которая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований.

Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности.

Рис. 1. Система направленности личности (по В.А. Сластенину и В.П. Каширину):

  • СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности;
  • ПС — субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;
  • МЦ — мотив цели;
  • МПССРЦ — мотивы путей, средств, способов реализации цели;
  • Ц- цель;
  • Д — деятельность

Характеристика направленности

В зависимости от сферы проявления различают такие виды направленности личности, как профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например в сфере творчества, спортивной деятельности и т.п.

Направленность личности характеризуется:
  • уровнем зрелости — степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;
  • широтой — диапазоном сфер проявления устремлений личности;
  • интенсивностью — силой устремлений личности по реализации поставленных целей;
  • иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).

Еще Ч. Дарвин, признавая, что определенные реакции и поступки человека основаны на врожденных механизмах, вместе с тем отмечал, что многое в поведении человека обусловлено общественными нормами. Например, такие врожденные реакции, как переживание чувства страха, стремление к избеганию опасности или самозащите, способные вызвать физиологический аффект, могут сдерживаться, контролироваться и направляться сознанием человека. Кроме того, эти эмоции, как показывают медицинские исследования, можно ослабить или усилить посредством медикаментов, следовательно, они не замкнуты фатально на прирожденных механизмах психики. При этом все специфическое для поведения человека не является врожденным, а все врожденное не носит черт, специфических только для человека. Так, переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит.

Направленность в разных научных подходах к личности выделяется в качестве ведущей характеристики, хотя и толкуется по-разному: как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), как доминирующее отношение (В.Н. Мясищев), как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).

Как говорилось выше, мотивы могут быть осознанными в большей или меньшей степени и совсем неосознанными. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека, совокупность мотивов, определяющие деятельность и поведение человека.

Исполни на себе прежде, чем других заставлять, - вот в чем тайна первого шага.

Ф. М. Достоевский

Характеристика направленности личности. Качества направленности. Мотивы и мотивация. Развитие мотивационной сферы

Чтобы всесторонне описать личность человека, надо, как утверждал известный психолог С. А. Рубинштейн, получить ответы на три вопроса:

  • - чего он хочет? (что для него привлекательно, к чему он стремится - это направленность личности);
  • - что он может? (на что способен, каковы его возможности - речь идет о способностях личности);
  • - что он есть? (каков «стержень» его личности - это характер личности).

Направленность - ведущая характеристика личности. Авторы по-разному подходят к формулировке этого понятия. В целом, из этих формулировок можно сделать следующие выводы:

  • - это обобщающая характеристика личности;
  • - она выражает устремленность человека к жизненным целям и проявляется в его активности;
  • - это более широкое понятие, чем мотив, т.к. направленность выражает устремленность к жизненным целям, а мотивы обеспечивают их постановку;
  • - она обусловлена одной сильной доминантой, ведущей потребностью в океане жизненных бурь.

Таким образом, направленность личности - это система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающая его жизни осмысленность и избирательность.

Характеристики направленности:

  • - широта - это количество жизненно важных интересов;
  • - уровень направленности - это общественная значимость направленности человека;
  • - интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности;
  • - устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни;
  • - действенность направленности определяет активность реализации целей в деятельности.

В основе направленности личности лежат потребности - главный источник активности человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, он нуждается в пище, воде, воздухе, движении, нуждается в предметах материальной и духовной культуры, в других людях.

Потребности - эго осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В психологии различают нужду и потребность.

Нужда - это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать.

Например, организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от его нехватки, предпринимает определенные действия, чтобы се устранить, радуется, когда может вдохнуть полной грудыо. Объективное состояние - нужда преобразовалась в психическое состояние - потребность.

Потребности бывают биологические (потребность в пище, воздухе, движении, отдыхе и др.) и социальные, которые исторически сложились в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяются на материальные (одежда, жилье и т.д.) и духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребность в общении). Как указывалось ранее,

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей».

Характерная особенность человеческих потребностей - их фактическая ненасыщаемость.

Почему человек всегда куда-то устремлен, ради чего суетится, что приводит его в постоянное движение?

При ответах на эти вопросы используют понятие «мотив» (лат. movere - приводить в движение, толкать).

Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями ее деятельности - мотивами.

Еще в древние времена начался поиск причин определенного поведения человека. Долгое время проблема решалась простым переносом на человека поведения животных. Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон считали, что поведение человека обусловлено нуждой, стремлением, желаниями, условиями жизни. Первой теорией стала в V в. теория гедонизма (грсч. hedone - наслаждение). Главный ее тезис: основным движущим началом человека является наслаждение, стремление к удовольствиям, которые даны ему от природы.

Все, что побуждает человека к активности, образует его мотивационную сферу. К ней относят всю совокупность мотивов, формирующуюся и развивающуюся в онтогенезе.

Мотивы делятся на неосознаваемые и осознаваемые.

К неосознаваемым относятся установки и влечения.

Установка - неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Влечение - неосознанная по содержанию и цели потребность.

К осознанным мотивам поведения относятся: желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения.

Желание - мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию.

Интерес - избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы человека чрезвычайно разнообразны. Одна и та же деятельность у отдельных людей может быть мотивирована разными интересами и удовлетворять различные потребности.

Очень важно научиться вызывать интерес у себя и у других.

Например, Ж.-Ж. Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» рассказывает, как воспитатель вызывает у мальчика интерес к чтению, не прибегая ни к советам, ни к принуждению. Он стремился превратить это скучное (как ребенку казалось) занятие в средство удовлетворения его потребностей.

«Эмиль часто получал письма от отца, матери, друзей, пригласительные билеты на обед, экскурсию, лодочную прогулку, посещение праздников. Эти письма и билеты написаны коротко, четко и ясно. Но Эмиль еще не умел читать, и должен был найтись кто-то, способный ему их прочесть. Этот некто всегда или опаздывал, или не проявлял желания читать. Таким образом, момент упущен. Мальчик с опозданием узнавал об ожидавших его радостях. Как было бы хорошо, если бы он умел читать! Возникает желание учиться...»

В качестве еще одного примера можно привести ситуацию, описанную в книге М. Твена «Приключения Тома Сойера».

Том провинился, и тетушка Полли в наказание заставляет его белить огромный забор (общеизвестная истина: превращать труд в наказание - верный способ вызвать к нему отвращение).

Том принялся за дело безо всякого энтузиазма. Перед ним возникла проблемная ситуация - выполнить задание и при этом не прикоснуться к забору. И здесь его посещает гениальная идея. Том разыграл перед Беном Роджерсом сцену работы с увлечением. Всем своим видом он демонстрировал, что белить забор - удовольствие, что это приятное занятие и к тому же очень необычное. И вот уже Бен умоляет Тома разрешить ему побелить немножко и отдает ему за эту честь свое почти целое яблоко. С этого момента все мальчишки, которые проходили мимо, покупали у Тома право на работу, которую они в другой психологической ситуации ни за что не стали бы делать. И сам того не ведая, Том открыл закон, управляющий поступками людей: «Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать».

Склонность - ярко выраженная потребность личности заниматься определенной деятельностью.

Между интересом и склонностью есть много общего, но есть и различия.

Например, можно с удовольствием посещать кинотеатр, читать книги о выдающихся актерах, коллекционировать их фотографии и т.д., но при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино.

Есть много любителей спорта, которые ходят на стадионы, активно «болеют» за любимые команды или любимых спортсменов, читают спортивные газеты и журналы, но сами не делают даже утренней физзарядки. Есть интерес, но нет склонности.

На основе интересов и склонностей у человека формируются идеалы - зовущие примеры, эмоционально окрашенный эталон действия. Они, возникая под воздействием условий жизни и воспитания, меняются с возрастом и могут в зависимости от их содержания оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности.

Их формирование тесно связано с мировоззрением , которое представляет собой систему взглядов человека на мир.

Ядро мировоззрения составляют убеждения , которые представляют собой сплав из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.

«Убеждение... - писал Н. А. Добролюбов, - только тогда и можно считать истинным, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волею, присутствует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает».

Мировоззрение может развиваться не только равномерно, постоянно, бесконфликтно, но и конфликтно, неравномерно, с задержками.

Мотивационная сфера личности - динамичная система. В процессе жизнедеятельности изменение этой сферы происходит не с помощью наложения одних мотивов на другие, а через их постоянную трансформацию, смену ведущих, появление новых.

Поступки, поведение и деятельность можно осознанно направлять через процесс мотивации.

Мотивация - более широкое понятие, чем мотив. Это - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

Процесс мотивации следует отличать от мотивировки. Это - даваемое человеком объяснение своим действиям и поступкам, их причинное обоснование. Она может быть использована человеком:

  • - для оправдания своих действий, вызвавших негативный резонанс в окружающей его социальной среде;
  • - сокрытия своих действительных мотивов в ситуации, угрожающей осуждением его действий со стороны окружающих людей.

Человек рождается с основными органическими потребностями. Потребности высших уровней приобретаются по мере общего развития организма и психики.

Мотивационные начала ребенка появляются па первом году жизни и связаны с восприятием предметов.

От трех до пяти лет происходит формирование собственных потребностей, связанных с миром игрушек. Важнейшую роль при этом играет речь. Начинается развитие социальных потребностей через интерес к играм с другими детьми.

В играх проявляются первые признаки личности ребенка: умение оценивать окружающих людей по шкале «хороший - плохой, добрый - злой», лидерские замашки, трудолюбие. Появляются мотивы достижений успеха и избегания неудач. Проявляется склонность к соперничеству.

В возрасте начальных классов возникает резкий рост интересов к знаниям, к миру вообще. Пробуждаются чувства долга и ответственности за учебу, хотя истинный мотив маскируется стремлением получить хорошую оценку или похвалу.

Для возраста средних классов характерна резкая смена интересов, особенно в отношениях со сверстниками. Это период «критического возраста», переход от детства к отрочеству, период полового созревания и появления ярких увлечений. Подросток начинает осознавать свои социальные роли. Растут его интересы. Потребность в признании другими людьми.

В возрасте старших классов имеет место рост потребностей в интеллектуальном, физическом и нравственном самосовершенствовании. Человек задумывается о будущем, о своем месте в жизни. На первом месте оказываются потребности, которые соответствуют представлениям о будущем, о своей профессии. Формируются потребности в справедливости.

Юношеский и последующий за ним возраст актуализирует интересы, связанные в первую очередь с профессиональной деятельностью, отношением полов, семьей и т.п.

Таким образом, мотивационная сфера человека формируется и развивается в связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается по мере взросления. Одним словом, каждому возрасту - своя мотивационная сфера. Личность, проходя сквозь годы, встречается с различного рода кризисными явлениями.

Вот как описывал мотивационный кризис Е. Евтушенко:

Сорокалетие - странная пора,

Когда еще ты молод и не молод И старики тебя понять не могут,

И юность, чтоб понять, - не так мудра.

Сорокалетие - страшная пора,

Когда измотан жизнью в поединке И на ладони две-три золотинки,

А вырытой пустой земли - гора.

Сорокалетие - дивная пора,

Когда иную открывая прелесть,

Умна, почти как старость, наша зрелость,

По эта зрелость вовсе не стара.

Эти процессы имеют спады и взлеты. Но они никогда не прекращаются.

Мотивационная сфера личности имеет тенденцию не только к развитию, но и к разрушающим воздействиям различного типа. К ним относятся факторы неудовлетворения желаний, потребностей, интересов, влечений индивида. Именно они становятся причиной расстройств мотивационной сферы, проявляющихся в неврастении, неврозах, навязчивых состояниях, истерии. Общим же проявлением этих недугов является факт изменения личности человека и, естественно, стратегии его поведения и особенностей поступков.

По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием.

Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.

Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б. И. До-донова - это система потребностей; у К. К. Платонова - совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений; у Л. И. Божович и Р. С. Немова - система или совокупность мотивов и т. д. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образований - это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане (В. С. Мерлин). Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований (Л. И. Божович), т. е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения (А. А. Ухтомский).

Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером.

Выпускник школы, занимающийся спортом, решил поступить в педагогический вуз, чтобы стать учителем физкультуры. К этому решению его привела совокупность мотивационных факторов: интерес к физкультуре, интерес к работе с детьми и престижность учительской профессии. Кроме того, этому решению могло способствовать и желание иметь диплом о высшем образовании. Таким образом, в отношении данного выпускника школы можно сказать, что у него имеется физкультурно-педагогическая направленность личности.

Направленность личности, как отмечает В. С. Мерлин, может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. М. С. Неймарк (1968), например, выделены личная, коллективистская и деловая направленности личности.

Д. И. Фельдштейн (1995) и И. Д. Егорычева (1994) выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную. Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индивидуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным является он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравнению с собственной, несколько ниже. Эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным - к обществу. Внутри этого типа также выделены два подтипа: а) с индивидуалистической акцентуацией - ценность для человека собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружающим), хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет; б) с эгоцентрической акцентуацией - ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное. Депрессивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое. Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Такое выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т. п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно развитым интересом: к футболу, балету и т. п., в связи с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, меломаны, коллекционеры, профессиональные картежники. Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней - это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» (Б. И. Додонов).

В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учебниках по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни. В связи с этим подчеркну, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готовность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, недостаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности. Направляет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво доминирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т. д.

Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т. е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации.

В то же время направленность личности как психологический феномен во многом остается неопределенной, на что в свое время обратил внимание П. М. Якобсон. Например, он говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распорядок жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни.

П. М. Якобсон ставит вопрос и о том, может ли быть у индивида сразу несколько направленностей. Человек, например, устремлен в область техники, пишет он, но неравнодушен к женщинам, любит детей и при этом очень восприимчив ко всем общественным событиям. Поэтому, делает он вывод, следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.

То, что у человека могут быть разные и одновременно сосуществующие направленности, видно на примере мотивационных свойств личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности Главным в формировании личности является развитие моти-вационной сферы. Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. Эта сторона развития

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Направленность человека, его установки и ценности В ряде работ, посвященных спортивному стрессу, было показано, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

16. Направленность личности Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. В процессе жизни какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план. По

автора

12. Направленность на себя и направленность вовне Экстраверсия и интроверсия – это два типа восприятия окружающего мира, выражающиеся в направленности человека вовне или внутрь самого себя. Экстраверта можно отличить от интроверта практически с первого же взгляда и

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

36. Антисоциальная направленность личности преступника Главной составляющей любой личности является мировоззрение (система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности). При изучении личности преступника обращают внимание

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Направленность вашей жизни Эгоист - это очень плохой человек. Это человек, который постоянно думает не обо мне! Амброз Бирс. «Словарь Сатаны» Итак, можно строить свою жизнь и свой успех за свой счет, можно - искать возможность сделать это за счет окружающих. Но второй,

автора

Восприятие и направленность личности Становясь все более сознательным и обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственно данному. Мы все более свободно можем расчленять непосредственно данное, выделять в нем

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава XV НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

5. Направленность Направленность личности - это свойства личности, характеризующие ее влечения, желания, интересы, склонности, которые определяют избирательность активности человека, а также базирующиеся на них убеждения, идеалы и мировоззрение. Влечения, желания,

Из книги Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений автора Коломинский Яков Львович

Глава 6. Направленность и способности Мы узнали, что такое личность, каковы ее взаимоотношения с обществом, как общаются люди в группах и коллективах. Перейдем далее к анализу внутренней психологической структуры личности.«Изучение психического облика личности, –

автора Ильин Евгений Павлович

8.8. Направленность личности По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием.Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Направленность личности» Авторы В. Смейкал и М. Кучер.Эта методика, имеющая еще название "Ориентировочная анкета", позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения и на задание (деловая направленность).Направленность на себя

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Направленность на отметку» Методика предложена Е. П. Ильиным, Н. А. Курдюковой.ИнструкцияДается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки "+" ("да") или "-" ("нет").Текст опросника Обработка результатовНачисляется по 1 баллу за ответы «да»

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 3. Направленность личности Направленность личности - ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.Система ценностной ориентации личности

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Направленность личности

20.05.2015

Снежана Иванова

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни.

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни. Все сферы, в которых человек действует, представляют для него значительную ценность. Если убрать хотя бы одну из них, личность не сможет полноценно развиваться и двигаться вперед.

Определение направленности личности подразумевает в своей основе четкое следование личности своим потребностям. Что такое направленность? Это осознанно осуществляемое движение на пути к решению определенной задачи.

Виды направленности личности

Психологи говорят о наличии нескольких направленностей , которые определяют то, как человек ведет себя в разных ситуациях. Каждый из видов затрагивает какую-то одну сферу деятельности, поэтому ее нельзя назвать хорошей или плохой.

Личная направленность

Характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением в жизнь личностных целей и стремлений. Таких людей нередко называют эгоистичными, поскольку они с виду мало заботятся о других, а больше думают о себе, выстраивают в голове конструктивные планы и осмысленно двигаются к их осуществлению. , свойственные таким людям: уверенность в себе, целеустремленность, умение сосредоточиваться на важной проблеме, ответственность за выполняемые действия. Люди представленной направленности никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки. Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью « « ). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы.

Направленность на других людей

Характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей. Такая личность слишком сильно ориентируется на мнение окружающих, поэтому не способна выстраивать собственные планы и воплощать в жизнь индивидуальные стремления и мечты. Прежде чем предпринять какое-либо действие, человек будет мысленно или вслух согласовывать свои поступки с мнением общества. Ему страшно выйти за рамки того, что в социуме считается приемлемым или нормальным, потому собственное мнение он, чаще всего, не высказывает.

Направленность на других людей сопровождается так же большим желанием участвовать в общественной жизни, выполнять получения по просьбе родственников, друзей и коллег. Таких людей очень любят в коллективах – они безотказные, легко уживаются практически с любым человеком, готовы в нужный момент прийти на помощь. Здоровый психологический климат в коллективе и дома для них является основополагающим компонентом.

Деловая направленность

Характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум, в котором он живет. Такого человека отличает деловой подход ко всему, что его окружает. Он не обязательно стремится заниматься бизнесом или развивать собственное дело. Умение находить выгоду в разных ситуациях (причем, не только для себя, но и для людей) ставит личность в выгодное положение перед коллегами и друзьями. Как правило, это компанейский человек, который очень любит общество других людей, однако, в то же время, достаточно свободолюбивый и всегда играет по своим правилам.

Эмоциональная направленность личности

Характеризуется склонностью переживать по всякому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к печалям других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, у них часто меняется настроение. Любой незначительный случай может вывести их из состояния душевного равновесия и породить массу тревожных переживаний.

Кроме сказанного, они прекрасно разбираются в искусстве, в частности в музыке и литературе, так как обладают яркой, уникальной способностью чувствовать переживания и настроения вымышленных персонажей.

Социальная направленность личности

Характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных и политических изменений. Как правило, люди этого типа не могут жить вне общества. Они могут быть как руководителями, так и подчиненными, главное, что их деятельность развивается внутри социума.

Структура направленности личности

К чему бы ни стремился человек, он, так или иначе, проходит несколько ступеней для осуществления желаемого. Любая деятельность происходит вследствие сильной мотивации, а она, в свою очередь, формируется благодаря следующим структурным компонентам, которые и определяют направленность личности.

  • Влечение помогает «нащупать» начальный момент выстраивания деятельности, определить мотивы и предпочтения личности. На данном этапе нет движения к цели, поскольку сама потребность еще так явно не осознается.
  • Желание – это осознанная потребность. Она возникает, когда индивид уже четко себе представляет, что он хочет сделать, какой цели достичь. Еще не выстроены пути достижения желаемого, но саму потребность можно назвать зрелой.
  • Стремление формируется посредством активизации волевого элемента. На данном этапе личность не просто осознает свою потребность, но начинает прикладывать первые усилия для того, чтобы желание могло исполниться.
  • Интересы определяют потребности человека, помогают ему выстроить направленность таким образом, чтобы она приносила ожидаемые плоды. Интересы помогают определиться и понять, чего же на самом деле желает человек, скорректировать его деятельность (читать про ).
  • Склонности характеризуют направленность личности на то или иное занятие.
  • Идеалы являются значимой характеристикой мировоззрения человека. На самом деле именно идеалы способны вести вперед, на их ценности мы ориентируемся, когда принимаем важные решения (читать про ).
  • Мировоззрение помогает личности выстроить систему взглядов на самого себя, общество и мир вокруг (читать про ).
  • Убеждения представляют собой систему мотивов, которые руководят любыми действиями индивида. Они призваны помогать человеку в различных ситуациях поступать определенным образом (читать про ).

Все формы направленности личности теснейшим образом связаны между собой. Не пройдя одну ступень, было бы невозможно выйти на следующую. Восприятие и направленность личности зависят от индивидуальных усилий человека и особенностей его психического состояния. От того, насколько сильно человек мотивирован, зависит его работоспособность и вера в собственные возможности.

Направленность и мотивы деятельности личности

Степень успешности решения поставленных задач во многом зависит от того, насколько сама личность хорошо мотивирована в получении благоприятного результата. Существует несколько факторов, которые оказывают огромное влияние на любую деятельность, осуществляемую человеком.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внешней называется мотивация, направленная на внешние события и окружающих людей. Скажем, если требуется немедленно подготовить доклад по истории только потому, чтобы получить одобрение руководителя и закрыть сессию, то налицо внешняя мотивация. В том случае, когда необходимо выполнить исследовательскую работу потому, что она представляет научный или творческий интерес самого исследователя, то говорят о внутренней мотивации.

Надо сказать, что внутренняя мотивация гораздо сильнее внешней, ведь она побуждает личность к саморазвитию, каким – то новым свершениям, открытиям.

Осознанность – неосознанность мотивов

Когда есть четкое понимание того, зачем выполняется та или иная деятельность, эффективность от ее выполнения возрастает в несколько раз. Монотонный труд, лишенный особого смысла и значения, только навевает тоску и уныние. Бывает, что личность долгое время не может осознать истинные мотивы своих поступков и это приводит ее к заблуждению.

Интересы и значимые потребности

Действуя из собственных интересов, личность всегда повышает свою эффективность труда. Иными словами, когда то, чем мы занимаемся, будоражит воображение, вызывает приятные чувства, и работается гораздо лучше. Удовлетворяя потребности в признании, одобрении со стороны коллектива, самореализации личность возрастает, учится и расширяет собственные возможности. Появляются новые перспективы для дальнейшего продвижения и развития. Когда выполняемая деятельность никак не связана с ведущими потребностями, не удовлетворены личная и духовная составляющие, человек постепенно начинает сомневаться в себе, его силы со временем уменьшаются.

Умение ставить цель

К чему бы мы ни стремились, крайне важно с самого начала правильно определить направленность, конечную цель, понять, чего хотим достичь в результате. Необходимо также задать соответствующий ритм движению и поддерживать его на протяжении всего периода – тогда любая работа будет эффективной. Умение видеть конечный результат деятельности поможет заранее спрогнозировать возможные трудности для того, чтобы вовремя с ними справиться. Неплохо было бы держать в голове так называемый идеал достижения, то есть отслеживать, насколько текущая реальность соответствует заданному образцу.

Уверенность в себе

Никакое дело не может совершаться, если личность не уверена в собственных силах. Даже если человек обладает редкими и исключительными талантами, он не сможет достичь успеха, пока будет заниматься самобичеванием, сомневаться в том, что у него все получится. Уверенность в себе является необходимым инструментом для выстраивания крепких и доверительных отношений с окружающим миром. Воспитать в себе уверенность можно, но только тогда, когда человек готов посвятить время работе с чувствами, проработке вопросов образования, получать новые знания – этого нельзя избежать.

Профессиональная направленность личности

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера. Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про ), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями. Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

  • Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
  • Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
  • Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
  • Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
  • Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
  • Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.

Направленность личности - это термин, обозначающий систему побуждений человека, устойчиво его характеризующих. Сюда относится то, чего он хочет, к чему стремится, как понимает мир и общество, что считает неприемлемым и многое другое. Тема направленности личности занимательна и многогранна, поэтому сейчас будут рассмотрены самые интересные и важные ее аспекты.

Вкратце о понятии

Итак, по сути, направленность личности - это ее «стержень». Стремления и ценности, которые настолько ему близки, что они уже стали опорой в жизни и его неотъемлемой частью.

Это сложносоставное свойство. Но, если глубоко его изучить, можно понять мотивы поведения и цели того или иного человека, и даже спрогнозировать то, как он будет действовать в определенных ситуациях. В то же время, понаблюдав за ним в жизни, увидев его в конкретных обстоятельствах, удастся приблизительно понять свойственную ему личностную направленность.

Данная система побуждений всегда социально обусловлена. Сначала направленность формируется в процессе воспитания. Затем, в более сознательном возрасте, человек начинает заниматься самовоспитанием. Как бы там ни было, направленность личности всегда оценивается с точки зрения нравственности и морали.

Влечение и желание

Направленность личности состоит из множества структурных компонентов. И в первую очередь, хотелось бы отметить вниманием два указанных в подзаголовке понятия.

Влечение - примитивная, биологическая форма направленности. Ее особенность заключается в том, что она, как потребность, не осознается. А вот желание - это уже кое-что другое. Под данным термином подразумевается осознанная потребность в чем-то вполне конкретном. Желание помогает прояснить цель и побуждает к действию. Впоследствии определяются и пути достижения результата.

Желания - это хорошо. Именно на их основе человек определяет свои цели и строит планы. А если желания сильные, то они перерастают в стремление, подкрепляясь волевым усилием. Именно это демонстрирует способности человека преодолевать препятствия, невзгоды и трудности на пути к цели.

Важно оговориться, что стремление связано с субъективными чувствами. Если человек уверенно идет к цели, и видит результат - он испытывает удовлетворение и позитивные эмоции. При отсутствии успеха его одолевает негатив и пессимизм.

Интерес

Это даже не структурный компонент направленности личности, а целая познавательная форма и отдельное мотивационное состояние.

Итак, интерес - это эмоциональная ориентированность человека на определенные объекты. Они имеют особую устойчивую значимость, так как связаны с его индивидуальными потребностями.

Интересы могут быть духовными и материальными, разносторонними и ограниченными, стабильными и кратковременными. То, насколько они глубоки и широки, определяет полноценность жизни человека. Ведь именно с интересами связаны его влечения, страсти и желания.

Можно даже сказать, что именно они определяют стиль жизни человека. Доказать это легко. Человек интересуется бизнесом, карьерой, зарабатыванием больших денег, различными деловыми отраслями и секретами успешного предпринимательства? Значит, для него главное в жизни - это успех и материальное благополучие. И он будет делать все для достижения данной цели, действуя в соответствии со своими интересами.

Еще один момент. По широте, значимости и глобальности интересов можно определить направленность личности. Это в психологии изучается отдельно.

Человек, который охватывает разные стороны жизни, развивает себя в нескольких направлениях, интересуется многими отраслями, имеет расширенный взгляд на этот мир. Он многое знает, может рассматривать возможности и проблемы сразу под несколькими углами, ему свойственна высокая эрудированность, развитый интеллект. Такие люди способны на большее, чем другие. У них даже желание сильнее.

А вот люди с мелкими интересами, как правило, являются заурядными, скучными и безуспешными. Почему? Потому что их кроме удовлетворения естественных потребностей ничего не интересует. Еда, питье, сон, вечер пятницы в баре, дом, работа, секс, и все по новой. В их интересах нет интеллектуальной нагрузки. Они не развиваются.

Склонность

У этого понятия много синонимов. Одни отождествляют его с предрасположенностью. Другие говорят, что склонность - это интерес с волевым компонентом. А еще принято считать, что под данным термином подразумевается проявление мотивационно-потребностной сферы. И это в психологии направленности личности считается наиболее верным определением.

Склонность проявляется в предпочтении человеком какой-либо ценности или вида деятельности. Основывается он всегда на эмоциях, субъективных ощущениях и симпатии.

Человеку могут нравиться путешествия. Он замечает, что больше всего в жизни ждет очередной поездки куда-либо. Понимает, что самые яркие эмоции и впечатления ему приносят новые места. А возможность познакомиться с очередной культурой или традициями - самая большая радость, которую только можно представить. И он понимает, что жизнь в дороге является для него комфортной. Именно такое существование приносит ему удовольствие и удовлетворение.

Что это значит? То, что он склонен к такой жизни. Яркий пример мотивационно-потребностной сферы! И с этим сложно поспорить. Ведь важнейшая потребность каждого из нас - испытывать удовольствие от жизни. И тут уж каждый сам определяет, к какому стилю существования он склонен, ориентируясь на свои ценности.

Более простой пример - выбор профессии. На него также влияет формирование направленности личности и склонность. И это тоже одна из потребностей - чувствовать удовлетворение от занятия делом жизни, осознавать принесение своей деятельностью пользы, собственную профессиональную значимость.

Хорошо, когда человек понимает, к чему он склонен, и решает посвятить этому себя. А еще лучше, если сначала зарождается интерес к деятельности. Он формирует стремление заниматься ею, и в дальнейшем человек совершенствует навыки и умения, связанные с ней. Кстати, нередко склонность сопровождается развитием способностей. Многие музыканты и художники, проявившие интерес к своей профессии еще в детстве, являются тому примером.

Мировоззрение, убеждение и идеал

Рассматривая определение направленности личности, нельзя не затронуть вниманием и эти три важных понятия.

Мировоззрение - это осознанная система взглядов и представления о мире, а также отношение человека к самому себе и тому, что его окружает. Она придает его деятельности целенаправленный, осмысленный характер. И именно мировоззрением обусловлены принципы, ценности, позиции, идеалы и убеждения человека.

Каждый, кто имеет такую устойчивую систему взглядов, является зрелой личностью. У такого человека есть то, чем он руководствуется в повседневной жизни. На самом деле, мировоззрение проявляется буквально во всем - начиная бытом, заканчивая межличностными отношениями.

Что же такое убеждение? Это понятие, имеющее непосредственное отношение к мировоззрению. Под данным термином понимают высшую форму направленности личности, которая побуждает ее действовать в соответствии со сложившимися идеалами и принципами. Стоит оговориться, что человек, уверенный в своих взглядах, знаниях и оценках действительности, еще и стремится донести их до остальных людей. Но! Ключевое слово здесь «донести» - он ничего не навязывает, поскольку находится в гармонии с самим собой и этим миром.

И, наконец, идеал. Это некий образ, которому человек старается следовать в своем поведении и деятельности. Именно благодаря ему каждый из нас имеет возможность отражать и менять мир в соответствии с идеалами. Они могут быть как реальными (люди из жизни, кумиры), выдуманными (персонажи из книг, фильмов) и собирательными. Говоря простым языком, идеал - это высший образец нравственной личности. Главное, чтобы он не был иллюзорным. Иначе человек, следуя ему, придет не к тому, к чему хотел.

Мотивы

С данным многозначным понятием наверняка знаком каждый человек. Мотивы направленности личности - это то, что управляет поведением человека. Нередко под этим термином подразумеваются факторы, обуславливающие сделанный им выбор.

В структуре направленности личности мотивы занимают значимое место. Ведь то, насколько успешно человек решит поставленную им задачу, во многом зависит от его мотивации на хороший результат.

Тут тоже есть небольшая классификация. Мотивы могут быть внешними и внутренними. Первые являются весьма слабыми. Ситуация: человеку на работе нужно за неделю сдать проект. И он им занимается, чтобы успеть в срок, иначе есть риск лишиться премии и оказаться вызванным на серьезный разговор с начальником. Это - внешняя мотивация. Человек занимается делом лишь потому, что так надо.

В то же время, его коллега, имея ту же задачу, чуть ли не ночует на работе, вкладывая в проект все силы, время и душу. Дело ему интересно, он действует во имя качественного результата. Это - внутренняя мотивация. Ее основу составляет стремление и личный интерес. Именно побуждает человека к саморазвитию, открытиям и новым свершениям.

Еще, рассказывая о развитии направленности личности, необходимо отметить вниманием такое понятие как осознанность. Дело в том, что люди не всегда понимают, зачем они занимаются тем или иным делом. Это печально, поскольку в таких случаях просто выполняется монотонный труд, лишенный значения и смысла.

Но если имеется четкое понимание того, ради чего человек осуществляет те или иные задачи - эффективность возрастает в разы. На один и тот же вопрос, звучащий, как «Зачем я хожу на работу?» можно ответить по-разному. Кто-то скажет: «Потому что все работают. Каждому нужны деньги». А другой ответит: «Я хочу совершенствоваться в своем деле, строить карьеру, добиваться новых высот, получать более солидное вознаграждение и чувствовать благодарность за самоотдачу». И даже уточнять не надо, в каком ответе прослеживается явная осознанность.

Личная направленность

Теперь можно поговорить и о ней. Это один из основных видов направленности личности. Человек, которому близок именно этот вариант, стремится к удовлетворению своих собственных потребностей, самореализации и достижению индивидуальных целей. Говоря простым языком, он направлен на себя.

Таких людей отличает организованность, ответственность и целеустремленность. Они полагаются только на себя. Их жизнь состоит из конструктивных мыслей, продумывания различных планов и достижения целей. Но, в то же время, они активны, и все время разнообразят свое существование, поскольку удовольствие для них значит так же много, как успех и продуктивная работа.

Это основные особенности направленности личности. Стоит также оговориться, что таких людей часто считают эгоистичными и самоуверенными. Но на самом деле они просто сконцентрированы на личном счастье. Хотя нередко они сталкиваются с проблемой, заключающейся в неумении делегировать полномочия и просить других о помощи. Зная, что им подвластно все решить самостоятельно, многие такие люди стремятся к одиночеству.

Для людей, которым близка она, главной потребностью является общение с другими. Они, как правило, отличаются добропорядочностью и учтивостью. Они не конфликтны, всегда готовы прийти на помощь, выслушать, посочувствовать. Также они очень интерактивны - ориентируются на окружающих, прислушиваются к разным мнениям, ждут одобрения.

Это социальная направленность. Личности, которым она свойственна, становятся прекрасными безотказными партнерами, которые легко уживаются с другими людьми, причем как в семье, так и в коллективе.

Но они, зачастую, сталкиваются с проблемами. Им сложно высказывать свое мнение, противостоять манипуляциям и даже бороться за свое счастье. А еще они не умеют ничего планировать, боятся брать на себя ответственность, и совершенно не имеют представления о том, как определять личные цели.

Те люди, которым ближе всего она, ориентированы на дело. Для них самое главное - совмещать собственную выгоду с благом для общества.

Их отличает серьезность и надежность, требовательность к себе и независимость, свободолюбие и доброжелательность. Им нравится постоянно узнавать что-то новое, учиться, пробовать себя в разных сферах деятельности.

Из таких людей получаются отличные руководители. Их поведение отражает преобладание мотивов, которые связаны с достижением коллективом поставленной цели. Эти люди с удовольствием берут дело в свои руки, и результат, как правило, впечатляет. Они всегда легко обосновывают свою точку зрения, и буквально раскладывают все по полочкам, чтобы каждый член коллектива понял, почему именно данные конкретные действия приведут к скорейшему выполнению задачи.

Такие люди успешно сотрудничают с другими и добиваются максимальной продуктивности. У них не просто получается руководить - они делают это с удовольствием.

Как выяснить свой тип?

Для этого есть тест. Направленность личности можно узнать за 5-7 минут, прохождение опросника не займет больше времени. Всего он включает в себя 30 пунктов с тремя вариантами ответов. Это не вопросы, а предложения, которые предлагается продолжить. Отметить надо два варианта из трех: один «больше всего», а другой - «меньше всего». Вот примеры:

  • Вопрос: «В жизни мне дает удовлетворение…». Как можно ответить: больше всего - осознание того, что работа выполнена успешно. Меньше всего - оценка моего труда. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Сознание, что находишься среди друзей».
  • Вопрос: «Я рад, когда мои друзья…». Как можно ответить: больше всего - когда они верны и надежны. Меньше всего - что они помогают посторонним при наличии возможности. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: «Они интеллигентны, имеют широкие интересы».
  • Вопрос: «Если бы я мог стать кем-то из предложенных вариантов, я бы хотел быть…». Как можно ответить: больше всего - опытным летчиком. Меньше всего - начальником отдела. Третий вариант, оставшийся неотмеченным, звучит так: научным работником.

Также тест по направленности личности включает в себя такие вопросы: «Когда я был ребенком, то любил…», «Мне не нравится, когда я…», «Я не люблю коллективы, в которых…» и т.д.

По итогам теста человек узнает результат. Рекомендуется отвечать, не задумываясь, так как первый пришедший на ум ответ, обычно, отражает истинные мысли.

Эмоциональная направленность личности

В рамках обсуждаемой темы хотелось бы вкратце поговорить и о ней. Эмоциональная направленность - это характеристика личности, проявляемая в ее ценностном отношении к тем или иным переживаниям и стремлении к ним. Понятную классификацию предложил ученый Борис Игнатьевич Додонов. Он различал десять эмоций:

  • Альтруистические. Их основу составляет испытываемая человеком потребность помогать и содействовать другим.
  • Коммуникативные. Они возникают из-за потребности в общении и, как правило, являются реакцией на удовлетворение в эмоциональной близости или на ее отсутствие. У человека есть сердечный друг? Он счастлив и испытывает от этого удовольствие. Друга нет? Он испытывает неудовлетворенность и грусть.
  • Глорические. Основа этих эмоций - потребность в успехе, славе и самоутверждении. Их человек испытывает, когда находится в центре внимания, или если им восхищаются.
  • Праксические. Эти эмоции возникают, когда человек занимается какой-то деятельностью. Он волнуется за успешность дела, сталкивается с трудностями на пути к результату, боится провала и т.д.
  • Пугнические. Основа этих эмоций - необходимость преодолеть опасность или проблему. Можно сравнить с азартом.
  • Романтические. Под данными эмоциями подразумевается стремление ко всему таинственному, необыкновенному, загадочному и необычайному.
  • Гностические. Эмоции, основу которых составляет потребность во всем, что выходит из ряда вон, найти нечто привычное, знакомое и понятное.
  • Эстетические. Эмоции, возникающие в момент, когда человек получает наслаждение от чего-то высшего - искусства, природы, красоты.
  • Гедонистические. Эмоции, испытываемые человеком в связи с удовлетворением своих потребностей в комфорте и получении удовольствий.
  • Акизитивные. Основу этих эмоций составляет интерес, проявляемый человеком к коллекционированию и накоплению.

В соответствии с этой классификацией, определяется и эмоционально-психологическая направленность личности. Она может быть альтруистической, коммуникативной, глорической и т.д.

Кстати, есть еще одно понятие, которое заслуживает внимания. Оно всем известно, как эмпатия. Под данным термином подразумевается эмоциональная отзывчивость, проявляемая человеком в ответ на переживания кого-то другого. Наверняка многим это знакомо. Когда человек воспринимает переживания другого так же сильно, как и свои собственные. Это ценное качество направленности, говорит о высокой нравственности личности и присущих ей моральных принципах.

Похожие статьи

  • Почему имя Савва наделяет мудростью и силой своего обладателя?

    По ХигируИмя Савва древнееврейского происхождения. Означает: неволя, плен. Маленький Саввушка обычно растет крепышом, ни его здоровье, ни поведение не доставляют родителям никаких проблем: это жизнерадостный, добрый и спокойный ребенок....

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...