Основные формы организации внеклассной работы. Формы внеклассной работы с младшими школьниками

В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полноценного раз­вития личности - достигается через формирование у ребенка поло­жительной ʼʼЯ-концепцииʼʼ и развитие разнообразных сторон ᴇᴦο личности, индивидуального потенциала.

Сущность индивидуальной работы состоит в социализа­ции ребенка, формировании у него потребности в самосовершен­ствовании, самовоспитании. Эффективность индивидуальной ра­боты зависит не только от точного выбора формы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или инои̌ вид деятельности.

В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индиви­дуальная работа сводится к отчитыванию, замечаниям, порицаниям.

Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога наблю­дательности, такта, осторожности (ʼʼНе навреди!ʼʼ), вдумчивости. Основополагающим условием её эффективности служит установле­ние контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих условий˸

1. Полное принятие ребенка, т.е. ᴇᴦο чувств, переживаний, же­ланий. Нет детских (незначительных) проблем. По силе пережи­ваний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме то­го, в силу возрастных особенностей -импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом -переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на ᴇᴦο дальнейшую судьбу. Поэтому очень важ­но учителю показать, что он понимает и принимает ребенка. Это совсем не означает, что учитель разделяет поступки и действия ребенка. Принять - не значит согласиться.

2. Свобода выбора. Учитель не должен всеми правдами и неправ­дами добиваться определенного результата. В воспитании совер­шенно неприемлем девиз ʼʼЦель оправдывает средства!ʼʼ. Ни в коем случае учитель не должен принуждать ребенка, заставлять при­знаться в чем-либо. Всякое давление исключается. Неплохо учите­лю помнить, что ребенок имеет полное право на собственное реше­ние, даже если с точки зрения педагога оно неудачное.

Задача педагога - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбо­ра. Педагог, думающий в первую очередь об установлении кон­такта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Здесь таится опасность приписывания ребенку тех отрицательных качеств, которые педагогу хочется видеть в нем, но которые, ско­рее, присущи не ребенку, а самому учителю. Такая особенность че­ловека называется проекцией. Для преодоления проекции педагогу следует развивать в себе такие способности, как эмпатия - умение понимать внутренний мир другого человека, конгруэнтность - уме­ние быть самим собой, доброжелательность и искренность.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. (Смирнов С.А.)

Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде формы, пришедшие из литературы, - «Тимуровская, шефская работа», или из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Огонек» и др.

Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеклассной работы может снижать качество воспитательной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах красоты «Мисс…», где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной «Я-концепции».

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога, существуют современные формы внеклассной работы, которые создаются по инициативе самого классного руководителя. Такими формами являются игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры и т.д. (9, с. 90-91)

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего, они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности - учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные.

По времени проведения формы можно разделить на:

  • · кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
  • · продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);
  • · традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также в формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

По субъекту организации классификация форм может быть следующей:

  • · организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
  • · деятельность организуется на основе сотрудничества;
  • · инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

  • · результат - информационный обмен;
  • · результат - выработка общего решения (мнения);
  • · результат - общественно значимый продукт.

По числу участников формы могут быть:

  • · индивидуальные (воспитатель - воспитанник);
  • · групповые (воспитатель - группа детей);
  • · массовые (воспитатель - несколько групп, классов).

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача - с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.

К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах педагоги могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми. (23, с. 45-47)

Наиболее эффективными формами внеклассной работы в начальной школе являются:

Классное собрание - это форма организации коллективной жизни. На ваш взгляд, основное назначение школы - обеспечение интеллектуального, духовно-нравственного и социально-культурного развития ученика на оптимальном для каждого уровня. Эта цель реализуется через основные формы учебно-воспитательного процесса - классное собрание, классный час и через различные дополнительные формы работы с детьми: экскурсии, походы, участие в тех или иных программах (проектах). Классный час - это час духовного общения классного руководителя с учащимися своего класса. Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития ребенка, подростка, юноши, их интересами, стремлениями. Мы выделяем классный час и как час коррекции поведения ребенка и называем его ситуационным классным часом.

КВН (клуб веселых и находчивых) - это соревнование двух или нескольких одновозрастных команд из 10-12 человек. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники - болельщики. Для оценки результатов конкурсов избирается жюри (3-5 человек). Каждая команда готовит приветствие для соперников и домашнее задание. Перед каждым конкурсом ведущий подробно и четко объясняет условие конкурса и количество очков за правильный оригинальный ответ. Для жюри разрабатываются условия: какое количество баллов за каждый конкурс, критерии подведения итогов, время объявления результатов.

Структура КВНа:

  • · приветствие команд;
  • · разминка;
  • · конкурсы;
  • · конкурс капитанов;
  • · конкурс на лучшее домашнее задание.

Для болельщиков организуются специальные конкурсы, тем самым они могут принести дополнительные баллы своим командам.

Тематика и содержание конкурсов может быть самой разнообразной. По предметной подготовке: литературный, математический, исторический, экономический и др. или комплексного характера, из разных областей знаний.

Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы, например: конкурс «маршевой песни», музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательного характера в виде конкурса частушечников, пародистов и др. Конкурсы могут быть составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.

Конференция - широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, уроков-конференций, научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение.

Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.

Клубы по интересам - объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности.

Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, филателии и др. интересы. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.

Вечера (вечеринка) - вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Организуется чаще для старшеклассников. Могут быть: литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора и др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включать яркое выступление, музыкальную пьесу, танцевальный номер.

Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний.

Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Предполагает деление класса на группы 4-5, 6-10 человек, члены которых выступают в роли ведущих или участников. Основным условием подготовки участников к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении; допускаются различные несовпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение; побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы экспертов, круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.

Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или классного характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя 2 части:

  • · торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;
  • · концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.

Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников. Тематика экскурсий возможна на разнообразные темы:

  • · в весеннем (зимнем) парке;
  • · исторические места нашего города (села);
  • · жизнь замечательных людей и т.д.

Игра - соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брейн-ринги. Последняя организуется в три тура, в каждом туре игра идет до трех очков. На размышления над вопросами дается одна минута. После второго тура выбывает команда, набравшая меньшее количество очков. Победительницей считается команда, победившая в последнем туре. Порядок вступления в игру определяют с помощью жеребьевки. В перерывах между турами организуют музыкальные или игровые паузы.

Дискотека - англ., слово значит - собрание пластинок. «Диск» - по-французски «пластинка», греческое окончание «тека» - «ящик».

Формы организации дискотек самые разнообразные: дансинг - «танцуем без перерыва»; тематические; танцевальные и диско-театры. Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала. (24, с. 33-34)

В начальной школе можно использовать следующие формы часов общения:

  • · беседа (этическая, нравственная)
  • · дискуссия (в четвертом классе)
  • · встречи с интересными людьми
  • · викторины по различным областям знаний
  • · КВНы
  • · театрализации
  • · интерактивные игры
  • · тренинги
  • · читательские конференции
  • (9, с. 115)

Таким образом, существует большое количество форм внеклассной работы, классифицировать которые сложно, поэтому единая классификация в психолого-педагогической литературе отсутствует. У классного руководителя в начальной школе есть возможность выбора различных форм внеклассной работы.

ЛЕКЦИЯ № 75. Основные формы организации внеклассной работы

Во внеклассной воспитательной работе применяются разные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения воспитательных задач их можно подразделить следующим образом:

1) общие формы, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания;

2) специальные формы, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач.

Есть форма работы, где учащиеся относительно малоактивны, их главная деятельность:

1) слушание;

2) восприятие;

3) размышление;

4) осмысление.

К формам работ с малоактивными учащимися можно отнести:

1) лекции;

2) доклады;

3) встречи;

4) экскурсии;

5) посещение театров, концертов, выставок.

Другие формы работы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения. К таким формам относятся:

1) кружки;

2) олимпиады;

3) конкурсы;

4) викторины;

5) тематические вечера;

6) вечера отдыха;

7) выставки и музеи;

8) диспуты или дискуссии;

9) журналы.

Кружковая работа организуется учителем по своему определенному предмету. Она создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создаваемой на основе общности интересов и духовных потребностей.

Тематические вечера и утренники имеют прежде всего познавательную направленность, посвящаются какой-либо одной специальной теме.

Вечера отдыха – это праздничные вечера, которые включают обычно художественную самодеятельность, аттракционы.

Конкурсы проводятся и в области спорта, и в области художественной самодеятельности, и по отдельным учебным предметам, вносят дух соревнования в жизнь школы и имеют следующие разновидности:

1) смотры;

2) турниры;

3) фестивали;

4) викторины;

5) состязания.

Предметные олимпиады также осуществляются на конкурсной основе по какому-либо предмету и являются средством развития интереса к знаниям. Они проводятся в масштабе всей школы, района или города.

Туристическая работа – это организация и участие в секциях туризма, археологических кружках, включающих в себя туристические походы различного целевого направления и длительности, экспедиции.

Краеведческая работа предусматривает создание кружков, занимающихся работой с музеями, постоянным пополнением экспозиций, организацией тематических выставок.

Диспут или дискуссия. Условием успешности их проведения является выбор действительно интересующей темы или проблемы для обсуждения. Ценность диспута – в свободном обмене мнениями, высказывании собственных мыслей и суждений.

Большую помощь во всех видах внеклассной работы оказывает школьная библиотека, которая устраивает тематические выставки книг, помогает в подборе необходимой литературы.

К внешкольным учреждениям , помогающим организовать внеклассную работу, относятся:

1) детские клубы;

2) секции;

3) центры дополнительного образования;

4) дворцы детского творчества;

5) станции юных натуралистов;

6) туристические станции;

7) спортивные школы, музыкальные школы.

В данных учреждениях учащимся прививают вкус и интерес к исследовательской работе, ведению наблюдений, творческой деятельности, спортивным достижениям.

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 41. Современные модели организации обучения К современным моделям организации обучения относятся:1) предметные кружки;2) секции;3) факультативы и предметы по выбору;4) экскурсии;5) олимпиады;6) дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися;7) выставки и

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Формы контроля продумываются педагогом применительно к какой-либо теме или всему курсу, или выборочно. Необходимо учитывать временной фактор, установленный для «конкретной»

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 74. Формы организации познавательной деятельности на уроке Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации:1) индивидуальная работа;2) фронтальная работа;3) групповая форма

Из книги Психология познания: методология и методика преподавания автора Соколков Евгений Алексеевич

Задачи и формы клубной работы В этом разделе будут обсуждены различные аспекты особой формы групповой психологической работы – Клуба, объединяющего в течение продолжительного периода времени людей с последствиями детского аутизма и их близких. Клуб «вырос» из

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Из книги Как преодолеть лень, или Как научиться делать то, что нужно делать? автора Занин Сергей

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 3 СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

Лекция XI. Основные формы речевого высказывания Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речьМы посвятили прошлую лекцию анализу основных этапов формирования речевого высказывания или, что то же самое, психологическому анализу процесса порождения

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

АВРАЛ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ Аврал (overal - «все наверх») - спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой. Цейтнот (от Zeit - время и Not - нужда) в шахматах и шашках - положение, когда игроку не хватает времени, отведенного

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса К неимперативным прямым формам воздействия на субъекта относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.Просьба. Для людей с флегматическим темпераментом просьба является мощным

Из книги автора

6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса К ним относятся приказы, требования и принуждение. Приказ, требование. В случае приказа, требования (т. е. понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как

Из книги автора

III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии Нет и не может быть четких границ между вну-шением, убеждением и перевоспитанием. В каждом из них присутствуют элементы других. В.Н. Мясищев Необходимо оговориться, что специально для описания процесса активной

Из книги автора

4.2. Целевая направленность и основные этапы проектирования и организации работы ЦПР Направленность функционирования ЦПР может быть определена как проведение психологических тренингов по обучению навыкам ПСР текущего ФС и стресс-менеджмента с целью повышения

Из книги автора

4.4. Примеры проектов по организации и методическому обеспечению работы ЦПР 4.4.1. Базовый модуль в организации КПР В настоящем разделе представлен проект КПР, разработанный по заказу Министерства электронной промышленности для предприятий отрасли; прототипный вариант

Из книги автора

Параграф 2 Психологические особенности организации воспитательно-коррекционной

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

На протяжении вот уже более чем двух столетий программному изучению литературы в школе сопутствует внеклассная работа, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства. Ее истоки восходят к литературным собраниям (XVIII век) в дворянских пансионах и учебных заведениях всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников, ставились пьесы. В рукописных журналах «пробовали свои перья» воспитанники Царскосельского лицея, а в «Лицейской антологии» были представлены лучшие произведения литературного творчества лицеистов.

Если периоды политической реакции в общественной жизни России сопровождались усилением строжайшей регламентации учебного процесса, запрещением какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внеклассная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой самодеятельности учащихся. Так, появившиеся.в середине XIX века литературные беседы, форма организации самостоятельного внеклассного чтения, чрезвычайная важность которых для школы отмечалась Н.И.Пироговым,) H.JT.Чернышевским; К.Д.Ушинским, в 1866 г. были официально запрещены. Тем не менее опыт литературных бесед дополняется в 80-е гг., на рубеже столетий, литературными праздниками, вечерами, конкурсами чтецов, инсценировками, проведением экскурсий в художественные музеи, посещением театра. Кружки, литературные выставки, организованные М.А.Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной работы. В 20 - 30-е гг. нашего столетия палитра форм внеурочного освоения литературы обогащается разноплановыми экскурсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, литературными судами, играми. В последующие десятилетия заметно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеклассной работы, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов - литературных кружков, клубов, музеев. Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 г., - примета масштабности современной внеурочной работы по литературе.

Почему же, несмотря на совершенствование программ и самого процесса изучения литературы в школе, внеклассная работа неизменно остается важным каналом освоения литературы школьниками? Чем она особенно притягательна для ребят?

Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода и т.п. Это, по словам Б.М.Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то спектакль, литературный турнир, краеведческая экспедиция. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.

Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Сегодня нас не удивляет, что «святая святых» - выпускной экзамен - может проходить в форме защиты реферата по самостоятельно избранной учеником теме и даже в форме коллективной игры (Богданова Р.У. Новые подходы к проведению экзамена // Литература в школе. - 1989. - № 3). Прообразом многих форм урока, признанных инновационными, является внеклассная работа.

Внеклассная работа по литературе изначально - в силу природы искусства - явление многовариантное, и ее строгая классификация вряд ли возможна. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение конкретной литературной темы, проблемы может определять профиль внеклассной работы. Выделим в ней относительно самостоятельные направления.

Занятия литературным краеведением обращены к изучению литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школьных музеев. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться прошлый недостаточно, надо помогать его беречь. «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию... Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может Вести себя как дикарь.

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От маленького писателя - к большому читателю» - в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овладения журналистикой, искусством перевода, а рукописные журналы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций» (Лейбсон В.И. Методические рекомендации по литературно-творческому развитию школьников во внеклассной работе. - М., 1984; Бершадская Н.Р., X а л и -м о в а В. 3 . Литературное творчество учащихся в школе. -М., 1986).

Потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию (Я з о в и ц -кий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. - Л., 1963; Сорокина К.Ю. Школьный театр как средство литературного развития. - М., 1981; Рубина Ю. И. и др. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. - М., 1974).

Как правило, названные направления во внеурочной работе связаны, с одной стороны, с региональной спецификой литературно-краеведческого материала, традициями школы, неутомимым поиском поколений учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творческого, художественно-исполнительского характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия педагога - поэта, заядлого театрала, мастера художественного слова.

В массовой практике школ наиболее представлена внеклассная работа по освоению жизни и творчества того или иного писателя. Она чаще всего ведется параллельно программному изучению автора, заметно активизируясь в годы писательских юбилеев. Остановимся подробнее на этом типе внеурочной работы, синтетичной по своему характеру, включающей, в частности, элементы, как краеведения, так и разнообразной творческой деятельности. Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А.Рыбникова, блестяще реализовав системный подход во внеклассной работе, писала о том, что именно «система медленного чтения и длительной остановки на одной творческой индивидуальности» (Рыбникова М.А. Работа словесника в школе. - М.; Пг., 1922. - С. 11) создает условия для живого, непосредственного контакта учащихся с писателем. И в наши дни словесник Н.В.Мирецкая убеждает: «Можно сухо перечислить всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсии, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия... Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие» (Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. - М., 1989. - С. 20). Фактором развития могут быть лишь системные воздействия.

Как же в многообразии видов и форм внеклассной работы обнаружить внутренее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его не-угасающим, чтобы каждая новая встреча с автором становилась личностным открытием его неповторимого мира, а соответствующие формы деятельности определяли бы способ вхождения в этот мир?

Сложившееся в социологии искусства и педагогике положение о том, что художественные интересы личности реализуются в трех видах деятельности (знакомство с художественными произведениями или «потребление искусства»; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помогает упорядочить представление о структуре внеклассной работы при освоении мира писателя. Причем оптимальным признается «комплекс трех ориентации» (Ф охт-Бабушк и н Ю. У. Об эффективности художественного воспитания // Искусство и школа. - М., 1981. - С. 17 - 32). Между тем в реальной школьной практике внеклассная работа нередко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» юбилейного характера, к просмотру экранизации либо знакомству с музейной экспозицией, т.е. наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправданная диспропорциональность отдельных видов и форм внеклассной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле - для обозначения периодичности в работе.

Заботясь о том, чтобы в художественном опыте детей гармонически были представлены и впечатления от непосредственных встреч с произведениями искусства, и обогащение запаса искусствоведческих знаний, и их собственное творчество, важно помнить о возрастной динамике в проявлении отношения школьников к различным видам художественной деятельности. В 30-е гг. Л.С.Выготским была высказана гипотеза: «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М., 1967. -С. 8). Определенный вид художественной деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее полно выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерархию. «Процесс этот объективен. Тот вид художественной деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды художественной деятельности можно сказать, что они не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагну-" ли его черту» (Ю сов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии: О периодах возрастной актуальности занятий различными видами искусства // Теория эстетического воспитания. - Вып. 3. - М, 1975. -С. 46), _ резюмирует Б.П.Юсов.

В условиях педагогически организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах.

Младших подростков особенно привлекает игра. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам литературных произведений), играм-фантазиям. Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в VI классе становится очевидным особый интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало (например, воображаемые путешествия, предполагающие «роль» экскурсовода). К VII классу спектр форм художественно-познавательной деятельности значительно расширяется (обсуждение книг, кинофильмов, выставок, реферирование, экскурсии, конференции, альманахи, турниры знатоков и т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло восприятия произведений искусства с дальнейшей их интерпретацией (читательской, зрительской и т.д.).

Динамика постепенно усложняющихся - с учетом преемственности и перспективности - форм внеклассной деятельности подростков, ориентированная на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), отражена в таблицах 1 и 2.

Говоря о творческом потенциале внеклассной работы, нельзя не упомянуть о формах ее осуществления. Вариантов организации творческих форм внеклассной работы в школе может быть большое количество. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.

В школах для развития творческого потенциала учащихся широко распространена кружковая работа. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Драматическим, танцевальным, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели или родители учащихся. Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и творческих потребностей. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др.

Наиболее эффективными творческими формами в педагогической науке и практике распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные и массовые.

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому ученику найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности развития творческого потенциала учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор младших школьников, развивают творческие способности, организационные. В последнее время стало популярным проводить малые научно-практические конференции среди учащихся 2-4 классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, проекты и др. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель - вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых.

Говоря о творческий формах внеклассной работы, нельзя упустить такой вид работы как « тематическая неделя». Тематические предметные недели (декады) могут стать традиционными в каждой школе, проводится для учащихся различных возрастных групп. Могут включать в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д. Пальчиковые и подвижные игры, игры на развитие дыхания, ролевые и настольные игра, игры на развитие мелкой и крупной моторики, лепка, конструирование, аппликация, идеи для творчества и многое др.

Еще одной формой проявление творческого потенциала является классный час. Классный час является прямой формой развития творческого потенциала совместно с классным руководителем и учениками. Классный час может проводиться в форме:

экскурсии;

встречи с интересными людьми;

викторины по различным областям знаний;

дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);

интерактивные игры;

игры путешествия;

театральные премьеры;

читательские конференции.

На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности (методика КТД),родившаяся в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее- известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.П. Крупской, С.Т. Щацкого. Главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.

Суть совместно-разделенной деятельности в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому; ребенок следует по образцу. На следующих этапах педагог тактично, нередко под благовидным предлогами (« надо уйти», « есть другие дела»…) все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращая его в субъект деятельности. Главное - тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «разделенной» деятельности, чтобы не подавить активность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умеющего, на произвол судьбы и случая, когда уходит от деятельности вообще.

Наилучшим образом технология совместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике КТД. Первый и главный признак этой методики - коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результатов…причем, важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности и т.д.

Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс в педагогических коллективах и у педагогов, вводящих в практику своей внеурочной деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел. Например, в интеллектуально- познавательной деятельности -различные игры типа « Что? Где? Когда?», « Поле чудес», «Состязания знатоков…»,заочные путешествия…

Важным условием успешности всех видов воспитывающей деятельности является ее творческий характер, то есть « нестандартный» , «оригинальный», « не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, к самоактуализации личности.

И.П. Иванов изложил сущность КТД, следующим образом:

Дело, как забота о людях;

Коллективное - совершается сообща;

Творческое - представляет собой непрерывный поиск лучших решений.

Личностная ориентированность- основа КТД. В придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу, « ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела». В такой логике коллективное дело рассматривается как « специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого школьника».

Не мало важную роль во внеклассной работе играет «стихотворчество», особенно когда дети пишут стихи сами. Или « стихи на одну букву». Главное правильно показать пример детям. Например, стихотворение М.Пляцковского:

«Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Сказала со смехом соседка синица:

Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Говоря о творческих формах внеклассной работы нельзя упустить такую деятельность как « творческие пятиминутки» Задача пятиминуток - развить фантазию и творческое воображение учащихся, активизировать понимание учебного материала, а так же развитие навыка быстрого рисования. Желательно пятиминутки использовать ежедневно, тогда будет видна системная работа. На заключительных этапах в конце четверти, пятиминутки можно увеличить по времени. Важно для пятиминуток, что бы они шли параллельно программе, они могут быть прекрасным дополнением к учебному материалу, например: тема урока «Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства - тема пятиминутки «Создание мультипликационного образа места действия: лес».

Таким образом, творческие формы внеклассной работы могут быть разные: кружки, КВНы, тематические недели, стихотворчество и многие другие. Нельзя перечислить их многообразие. Изучив и организовав деятельность правильно, внеклассная работа у младших школьников сыграет большую роль в развитие творческого потенциала.

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...