Толкование библии 1 послание коринфянам 3 глава. Новый Завет: еврейский перевод, толкование и комментарии

3:1 с духовными. См. ком. к 2,6.

как с плотскими. "Плоть", "плотское" - слова, которыми чаще всего Павел характеризует настоящий лукавый век. Поскольку коринфяне получили Духа, они духовны в самом глубоком смысле слова, но их поведение настолько несообразно этому званию, что Павлу пришлось обращаться с ними, как с людьми недуховными.

3:3 зависть, споры и разногласия. См. ком. к 1,10.

3:5 Аполлос. См. ком. к 1,12.

3:6 Я насадил. Цель Павла - "благовествовать не там, где уже было известно имя Христово" (Рим. 15,20).

3:9 соработники у Бога. Павел имеет в виду либо, что христианские труженики - сотрудники Божий, либо, что христиане, сотрудничающие друг с другом, принадлежат Богу. Мысль Павла уясняется из контекста: только Богу принадлежит успех христианской проповеди.

3:10 основание. Призванный благовествовать там, где о Евангелии еще не слышали, Павел проповедовал Христа распятого (2,2), что и является основанием благовестия о спасении.

мудрый строитель. Явный намек на предшествующее обсуждение истинной мудрости (1,17; 2,9.10 и ком.).

3:16 храм Божий. Как Бог проявлял Свое присутствие в храме, наполняя его облаком Своей славы (3 Цар. 8,10.11), так Он обитает в Своем народе, исполняя его Духом Святым. Павел говорит здесь о народе Божием как о едином целом; в 6,19 в центр внимания поставлен отдельный христианин.

3:17 того покарает Бог. Павел допускает, что некоторые "строители" в Коринфе не только употребляли "негодные материалы", но даже разрушали дело Божие. Им не будет пощады на суде.

3:18-20 Здесь апостол еще откровеннее говорит о различии между мудростью человеческой и божественной.

3:21 не хвались. См. ком. к 1,29.

все ваше. Этот великий принцип делает явными мелочность и абсурдность ссор в Коринфе (1,12). Если мы принадлежим Христу, то в Нем все принадлежит нам (Рим. 8,17.38.39; Евр. 1,2). Насколько мало коринфяне ценили свои привилегии как христиан, видно из слов Павла в 6,2.

ГЛАВА 3
1. Я же, братья, не мог говорить с вами, как с духовными людьми, но только как с мирскими, как с младенцами в том, что касается опыта в Мессии.
2. Я давал вам молоко, а не твёрдую пищу, поскольку вы ещё не были готовы для неё. Но и сейчас вы по-прежнему не готовы,
3. так как вы ещё мирские! Разве не видно по тому, как зависть и ссоры, царят среди вас, что вы мирские и живёте по обычным человеческим нормам?
Стихи 1-3. «Мирские» в ст. 1 - эквивалент греч. саркинос , а в ст. 3 оно переводит слово саркикос . Оба являются прилагательными, образованными от слова саркс («плоть»; см. ком. к Рим. 7:5). Первое прилагательное относится к буквальной, физической плоти; второе имеет образное значение. Поймите эти стихи в таком ракурсе: «Я не мог говорить с вами как с людьми, воспринимающими духовные истины на духовном уровне. Вместо этого, мне приходилось разговаривать с вами как с младенцами, состоящими из одной плоти, которые способны понимать сказанное только в буквальном смысле. Надеюсь, некоторые возрастут со временем духом, но тогда, на том этапе духовного развития вы всё ещё не были способны воспринимать духовное. Да и сейчас я должен продолжать говорить с вами так же, поскольку вы всё ещё мирские, размышляете только о мире и о том, что принадлежит ему. Хотя вы в принципе достаточно возросли, чтобы понимать духовное, вы всё ещё неразвиты; ваши интеллектуальные показатели сносны, но ваши духовные показатели ниже уровня из-за того, как вы живёте». 

4. Ведь, если один из вас говорит: "Я следую за Шаулем", а другой: "Я следую за Аполлосом", не свидетельствует ли это о том, что вы мыслите по-человечески?
5. В конце концов, кто такой Аполлос? Кто такой Шауль? Они всего лишь служители, через которых вы поверили. На самом же деле, сам Господь, используя того или иного из нас, сделал так, что вы начали верить.
6. Я посадил семена, Аполлос поливал их, но взрастил их Бог.
7. Поэтому и сажающий, и поливающий - ничто, но только Бог, взращивающий всё.
8. Сажающий и поливающий - одинаковы. Тем не менее, каждый получит вознаграждение в соответствии со своим трудом,
9. поскольку мы сотрудники Бога; вы - Божье поле, Божье строение.
10. По милости, данной мне Богом, я положил основание, подобно умелому и опытному строителю; а другой человек строит на этом основании. Пусть же каждый будет внимателен в том, как он строит.
11. Ибо никто не может положить иное основание, отличное от уже положенного однажды, которое есть Мессия Йешуа.
12. Некоторые строят на этом основании, используя золото, серебро или драгоценные камни, тогда как другие берут дерево, траву или солому.
13. Труд же каждого будет оценён должным образом: придёт День, в который всё станет ясно. Поскольку в огне откроется всё - огнём будет испытано качество всякого труда.
В День Суда, День Адоная, Бог в огне откроет и очистит всё то, что будет достойно Его Царства, и уничтожит всё, что недостойно его. 

14. Если труд какого-либо человека, строившего на этом основании, устоит, он получит награду;
15. если же сгорит, тогда человек потерпит урон; он всё же спасётся, но спасётся, словно из огня.
Стихи 8-15. Этот отрывок говорит о суде над верующими. Несмотря на то, что все люди, доверившиеся Йешуа, будут избавлены от окончательного суда над неверующими (Отк. 20:11-15), вознаграждение на Небесах будет зависеть от дел, которые они произвели на благо Царства (5:5, 9:25; Мат. 16:27, 25:14-30; Лук. 14:13-14; Рим. 14:10-11; 2 Кор. 5:10; Еф. 2:10; 2 Тим. 4:8,14; 1 Кеф. 5:4; 2 Йн. 8). 

16. Разве вы не знаете, что вы Божий храм, и что Божий Дух живёт в вас?
Вы, будучи Телом Мессии, - Божий Храм... Божий Дух живёт в вас. В понимании евреев Бог живёт в Своём Храме; то есть там, где покоится Его слава, Шхина (ком. к Ме. 1:2-3), Его Дух. Женщина-самаритянка знала, что Иерусалим - это место поклонения евреев (Йн. 4:20), место, где находится Храм; но Йешуа ответил, что наступит время, когда «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Йн. 4:23). Судя по этому стиху, такое время уже настало. Слово «храм» употреблено Шаулем в 6:19 ниже, где оно приобретает другой смысл; там оно подразумевает физическое тело верующего человека. 

17. Поэтому, если кто-либо разрушит Божий храм, Бог уничтожит такого человека, поскольку Божий храм свят, а храм этот - вы сами.
18. Пусть никто не обманывается. Если кто-то среди вас полагает, что он мудр (по нормам этого мира), пусть лучше станет "глупцом", чтобы стать действительно мудрым,
19. поскольку мудрость этого мира - бессмыслица в глазах Бога, как сказано в Танахе: "Уловляет мудрствующих их же лукавством ",
20. a также: "Адонай знает мысли мудрых, что суетны они ".
21. А потому пусть никто не хвалится человеком, так как всё ваше –
22. будь то Шауль, или Аполлос, или Кефа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее. Всё это принадлежит вам,
23. вы же принадлежите Мессии, а Мессия - Богу.

3:1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе
Хотя Павел пишет в Коринф к помазанникам, однако по поведению этих христиан нельзя было сказать, что они были движимы духом святым в своих- поступках. Как комментирует Женевская Библия:

"Плоть", "плотское" - слова, которыми чаще всего Павел характеризует настоящий лукавый век. Поскольку коринфяне получили духа, они духовны в самом глубоком смысле слова, но их поведение настолько несообразно этому званию, что Павлу пришлось обращаться с ними, как с людьми недуховными.

Как видим, само по себе помазание - шанс от Вышних стать праведным - не делает христианина автоматически праведным и духовно «взрослым». Если полученные знания и понимание не применять в жизни и в своём поведении, то нет смысла и в помазании.

3:2,3 я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах потому что вы еще плотские.
Павел показывает связь между качеством духовного питания и духовным возрастом: новичкам-младенцам, понятно, нужно духовное молоко: элементарные основы христианства (начатки Библейских знаний).

Но если младенец всю жизнь будет питаться только одним молоком - у него будет сбой в программе роста из-за недостатка необходимых питательных веществ (младенец движим исключительно инстинктами плоти и не отдаёт отчёт своим действиям).
Такой христианин – младенец никогда не окрепнет в вере и не вырастет в зрелого христианина, его внутренний мир так и останется мирским, а интересы - плотскими.

В Коринфе показывали своё духовное «младенчество» тем, что опирались на желания плоти – соперничали в продвижении, например, «по службе» к высоким «чинам» в собрании. Для среды карьеристов зависть, споры и разногласия - явление неизбежное.
И если для обычного мирянина –подобное явление свойственно и простительно, то для христианина – оно глубоко порочно, его нужно искоренять:
Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?

3:4 Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?
Павел показывает проблему собрания в Коринфе: каждый из членов его был занят не собственным духовным ростом, участвуя в деле Божьем, а оценкою себя и своей значимости для собрания в зависимости от авторитетности наставника, чрез которого он принял христианство.
Аполлос по сравнению с Павлом - проигрывал в авторитете, потому и те, кого он привёл в собрание – задвигАлись на дальний план по значимости.
Среди «взрослых» христиан такая проблема разделения на авторитеты не должна возникать в принципе, ибо мерилом у них служит не человеческое, а Божье восприятие, в котором нет ни Павла, ни Аполлоса, но есть лишь ХРИСТИАНИН с внутренними качествами Христа.
А если кто качеств Христа не имеет, то он остаётся младенцем даже если в вере его наставлял сам Иисус Христос.

3:5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали
А потому как Павел, так и Аполлос должны восприниматься одинаково: НАСТАВНИКАМИ в слове Божьем - прежде всего.
Если бы они СВОЁ рассказывали – другое дело, но Божье слово – оно Божьим словом и остаётся независимо от того, какой человек его в точности передаёт.

То, в чём наставляют Божьи посланники - ОДИНАКОВО, но разный уровень восприятия благой вести у коринфян - не по вине наставников, а из-за МЕРЫ ВЕРЫ слушающих их:
и притом поскольку каждому дал Господь

Мера же веры и восприятия зависит от индивидуальных особенностей слушателей, сколько им Бог уделил удостоверения ума, стольким они и воспринимают слова Божьи. Потому успех в проповеди зависит не от авторитета или красноречия проповедующих, а от Бога.

3:6,7 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
Вот и выходит, что наставников в слове Божьем нужно воспринимать как участников в Божьем (а не своём личном) выращивании духовного урожая: кто-то сеет, кто-то поливает посеянное, кто-то ухаживает за растениями - но взращивает насаждение – Бог.

Потому и беспокоиться не нужно о том, что кто-то в собрании быстро растёт духовно, а кто-то долго в одном состоянии «на грядке» сидит и в рост не идёт:
не надо его пытаться вытягивать «за уши», не время, значит, ещё этому «сорту» Божьего растения созревать, незачем его подгонять и незрелым срывать (заставлять его делать то, чего он ещё не понимает или считать, что он ничего не понимает потому, что его Аполлос, к примеру, наставил).

посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий
Если бы Бог не участвовал в призвании на христианский путь и не взращивал бы посеянное наставниками - не было бы и результата у Его соработников на земле.
Поэтому можно сказать, что все христиане независимо от возраста, пола, стажа в христианстве, личных способностей и личного обаяния - НИЧТО – вместе взятые, хотя и трудятся над Божьей "нивой".
Божья "нива" в целом - это человечество, "обрабатываемое" словом Бога с целью отыскать в нём откликающихся на благую весть. Все откликнувшиеся на благую весть и желающие служить Богу - это пригодная часть "нивы", которую "поливают" соработники Бога - христиане.
Бог помогает Своим соработникам тем, что даёт возможность пригодной духовной "ниве" (всем будущим наследникам Его миропорядка) - "вырастать, созревать" и становиться Его детьми по духу.
(Не созревающее человечество, отвергающее благую весть к пригодной части Божьей "нивы" не относится,
но относятся к плохому "винограду", отказавшемуся от помощи Бога и Его соработников, Мтф.13:38; Откр 14:14-20 ).

Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение.
Эти слова Павел написал своим помазанным собратьям, сеющих слово (от них исходило качественное "зерно" - правильно понятое слово Бога).
Несмотря на то, что и он, и братья в Коринфе - были помазанниками, апостол Павел, тем не менее, отличил «свою функцию» от функции молодого собрания Коринфа, но не потому, что считал себя «ценнее» братьев (1Кор.15:9).

Под выражением «мы – соработники » Павел имел ввиду апостолов, которые к тому времени уже «работали» у Иеговы - «насаждали» и «поливали», то есть, благовествовали неверующим (Божьей ниве) и укрепляли «едва уверовавших» (пригодную Божью ниву), подготавливая новичков при помощи своей «работы» -к функции будущих «работников» Бога (новички должны вырасти и созреть в способности качественно трудиться на "ниве" Бога, 2Тим.2:1-6,1Кор.9:16)

3:10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит .
Павел в деле Божьем - опытный и мудрый строитель, знающий, с чего начать и как правильно положить основание любому будущему духовному строению (каждому отдельному христианину и собранию Божьему в целом)

3:11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Во многом «воздвижение» стен дома Божьего зависит от каждого наставленного христианина.
На наставнике - ответственность ПРАВИЛЬНО очертить направление «строительства»: основанием или фундаментом духовному Божьему дому может быть только проповедь о Христе распятом (о смысле его искупления)

Наставник в собрании обязан быть внимательным к тому, чтобы «стены» новичков - мимо фундамента Христова не лепились:
только ко Христу прилеплять надо всё воздвигаемое строение, не к себе, не к другим учителям, не к личной корысти в веке этом и т.д., иначе напрасна будет даже самая грандиозная «стройка».

3:12,13 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы - каждого дело обнаружится;
Материал для строительства - значение немалое имеет: М ожно строить дом Божий из чистого слова Божия (золота и серебра), а можно - и вперемешку с человеческими домыслами (сеном с соломой; можно показывать дух Божий (любовь, долготерпение к людям, заботу, искать, за что помиловать), а можно только по букве учить, как законники – фарисеи поступали (искать, за что наказывать); можно от слова Божьего не уклонятся ни вправо и ни влево, а можно и философию человеческую примешивать.

Каким материалом пользоваться - выбирает строитель, однако в результате испытаний строения на стойкость и сохранение верности Богу - непременно выяснится, из чего построены «стены» его, даже если фундамент - Христос:
ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

Сегодня, например, многие христианские конфессии строят на этом основании, но материал используют разный, поэтому и разные «христиане», попадая в затруднительные обстоятельства, поступают по-разному, да и в обычной жизни - они также отличаются.

3:14,15 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
Испытания огнем, то есть проверка временем и испытаниями покажет, во что же вылилось "строение" духовного наставника. Если ученики станут зрелыми христианами и вырастут в полноценный возраст Христа благодаря усилиям духовного наставника, то похвала будет такому наставнику, его дело выстоит и о "строителе" его можно будет сказать, что он смог воспитать настоящего христианина, приобрёл его для Бога словом Божьим и примером своим. Бог останется им доволен и даст награду (для добросовестных "строителей-помазанников, подобных апостолу Павлу, награда - это возможность воссесть с Иисусом Христом на небесных престолах, Лк.22:29,30; 2Тим 4:8).

А у кого дело сгорит, тот потерпит урон;
А если новички будут наставлены неправильно и поэтому не смогут развиться в полноценный плод христианина, то дело такого горе-наставника не выстоит, вера таких младенцев может не выдержать проверку временем и огненными испытаниями. В таком случае, тот, чей воспитанник при сломается и выберет путь греха - ничего для Бога не только не приобрёл, но и нанёс ущерб Божьему дому. Понятно, что и отношение Бога к такому домостроителю будет соответственное: он потерпит урон: не получит награду, обещанную добросовестным духовным наставникам, в роли которых выступают помазанники Бога. То есть, не попадёт на небеса в качестве соправителя Христа.

впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
Недобросовестные "строители" - помазанники, чьи наставления сбили с пути их учеников, могут, тем не менее, сами спастись, но уже не получат награду соправителей Христа. То есть, они попадут в Царство Бога только в качестве земных поданных. И жечь их будет совесть, когда в двери жизни «проходить» будут они сами, растеряв воспитанников своих.

А в будущем, при последнем испытании дьяволом, если недобросовестный в прошлом - достигнет святости, то он спасется из огня - в результате успешного прохождения огненных испытаний.

3:16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Это утверждение Павла также говорит в пользу того, что христиане Коринфа, к которым Павел писал как к младенцам и как к душевным – все были помазанниками.

Помазанник - носитель святого духа, сосуд, вместивший дух Бога - образно назван храмом по подобию буквального древнего храма Бога, внутри которого Бог проявлял Себя время от времени явлениями действия святого духа в виде облака над ковчегом или голоса с крышки ковчега - Исх.25:8,22, Левит16:2, Числа7:89

3:17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы.
«Не устоит дело строительства» и «разорить храм Божий» - не одно и то же. Разорить храм Божий означает оскверниться выбором грешного пути жизни - будучи помазанником Бога и носителем Его духа. То есть, перестать быть храмом Бога и стать вместилищем нечистого духа.
Не только христианин в отдельности, но и целые собрания помазанников (на примере собрания Коринфа) могли погибнуть, если их «строителями» оказывались лже-апостолы (с чем Павел столкнулся в Коринфе - 2Кор.11:12-14)
Поэтому все помазанники, которые сознательно выбрали путь греха - будут покараны смертью в отличие от тех, у кого дело не устояло-Евр.10:26,27)

Интересно отметить, что никому из верующих Ветхого Завета даже в голову бы не пришло творить какое-либо беззаконие (например, совершать блуд, убивать, воровать, внести туда нечистоты и т.д) внутри здания Иерусалимского храме потому, что он свят.
Но когда дело доходит до христиан, тут почему - то многие становятся менее щепетильными к сохранению чистоты, теряют страх Божий и благоговение пред Ним, хотя суть вместилища святого духа как буквального храма, так и тела помазанника Божьего - одна и та же.

И оскверняя себя нечистыми помыслами или делами, внося нечистоты в свои сосуды, помазанники оскорбляют Бога, оскверняя нечистотой - жилище духа Его святого.

Если каждый христианин научится воспринимать себя и тело своё как ХРАМ БОЖИЙ, то такая реальность поможет нам всерьёз относиться к заповедям Господним и к тому, чтобы не согрешать ни в чём, даже по мелочи.

3:18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
Не стОит обольщаться мыслью, что если ты призван ко спасению - то ты уже настолько мудр, что больше не нуждаешься в Божьем наставлении. Зрелый христианин никогда не будет считать себя ДОСТАТОЧНО мудрым для того, чтобы перестать советоваться с Богом и поступать так, как ему лично заблагорассудится.
Праведные поступки христиан мирскими людьми воспринимаются как безумные: честность, порядочность, долготерпение, самоотречение и самопожертвование - по мнению мира сего безумие есть, ибо поступающий так - никаких успехов в веке этом для себя лично не добьётся.

3:19, 20 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
Для мира сего более характерно другое поведение: улучшать своё положение за счёт ухудшения положения другого, лгать, приспосабливаться, принимать нечестивые условия для приобретения своего и т.д.

Такая «нравственность» в глазах Бога - безумие и пустая трата времени, ибо нет будущего у поступающих так.
И независимо от того, насколько их доводы убедительно звучат, оправдывая тот или иной поступок, но если они не согласуются со словом Божьим, то все умствования мудрецов… суетны.

Если кто-то из христиан считает себя мудрым (что имело место в Коринфском собрании) - тем самым уже даёт сбой в своей духовности.

3:21,22 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
После этих разъяснений в Коринфе должны были бы понять, что неправильно хвалиться авторитетностью тех, с кем имели дело в наставлении Божьего слова, ибо нет разницы, кто именно держит Божий светильник для освещения пути жизни: Павел ли, Аполлос ли, Пётр или вообще прохожий христианин.
Главное, чтобы светильник в его руках горел ясно и путь был виден именно БОЖИЙ, и виден настолько, чтобы по нему возможно было идти, не спотыкаясь.

Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше;
На фоне всего и вся, что принадлежит христианам по замыслу Бога и помогает им «строиться» в духовный дом Божий - ссоры и распри по поводу авторитетности друг друга кажутся просто мелочным и досадным абсурдом, порочащим имя христианина

3:23 вы же - Христовы, а Христос - Божий.
С ами христиане Коринфа должны стремиться прилепляться ко Христу, а не к авторитетным человекам в собрании. Так же крепко, как Христос прилепился к Богу - к самому авторитетному Лицу в мироздании.

. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими.

Выше низлагал надмение коринфян внешней мудростью; но, чтобы они не сказали: мы превозносимся не этой, а духовной мудростью, теперь показывает, что и в нашей мудрости они не достигли совершенства, а остаются еще несовершенными, и говорит, что они еще ничего не слышали о предметах, более совершенных. Хорошо сказал: "не мог" , дабы не подумали, что он не говорил им о более совершенном по зависти. Я потому не мог говорить с вами, как совершенными, что вы все еще занимаетесь плотским. Но как же они, будучи плотскими, совершали знамения? Действительно, они были таковы, как и в начале сказано. Но можно и знамения творить и в то же время быть плотским, подобно тем людям, которые изгоняли бесов именем Христовым. Ибо знамения бывают для пользы других и потому часто совершаются и чрез недостойных.

. Как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские.

В тайнах Христовых, говорит, вы еще младенцы, поэтому я поил вас молоком, то есть простейшим учением, а не предлагал вам твердой пищи, то есть учения более совершенного. Почему? потому что вы были еще не в силах (принимать его). А чтобы низложить их гордость, прибавляет: «да и теперь не в силах» , ибо еще помышляете о плотском. Видишь ли: они не в силах принимать такое учение потому, что не хотят быть духовными, а остаются плотскими.

. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

Все, что сказано было выше, говорил к начальникам, гордившимся своею мудростью и благородством, а теперь обращается к подчиненным и говорит: я справедливо называю вас плотскими, потому что между вами есть зависть, споры и разногласия. Он мог обвинять их и в блудодеянии и многих других пороках; но так как между ними особенно усилились разногласия и споры, то о них и упоминает. Важно отметить что везде соединяет зависть со спорами. Это потому, что от зависти происходят споры, а от споров разногласия. Но если все эти беспорядки есть у вас, то «не по человеческому ли обычаю поступаете?» то есть не о плотском ли, не о человеческом ли и земном помышляете?

. Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?

Именами Павла и Аполлоса означает знаменитых между коринфянами мужей и учителей.

. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали.

Поставив свое и Аполлосово имя, верно достигает своей цели. Рассуждает таким образом: если мы ничто, то что сказать о ваших учителях? Мы, говорит, «служители» , а не самый корень и источник благ, этот источник – Христос. Поэтому нам не должно превозноситься, так как мы доставили вам блага, принятые от Бога; ибо все принадлежит Ему, подателю благ. Не сказал: мы благовестники, но: «служители» – это потому, что благовествование обнимает только учение, а служение заключает и дела.

. И притом поскольку каждому дал Господь.

Да и это, говорит, малое служение мы не от себя имеем, но получили от Господа, каждый в свою меру.

. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог.

Я, говорит, первый посеял проповедь; Аполлос же постоянным своим учением не дал семени засохнуть от зноя искушений лукавого, но возрастил вас Бог.

. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

Смотри, как, уничижая себя и Аполлоса, делает сносным уничижение мудрых и богатых начальников коринфских, научая, что к Нему относит все даруемые нам блага.

. Насаждающий же и поливающий суть одно.

Они ничего не могут сделать без помощи Божией, в этом отношении они – одно; как же вы превозноситесь друг пред другом, когда вы одно?

. Но каждый получит свою награду по своему труду.

Легко могло случиться, что те, которые более прочих трудились в делах веры, сделались бы беспечными, услышав, что все одно; поэтому тотчас объясняет свое выражение и говорит, что все одно только в отношении к их бессилию сделать что-либо без помощи возращающего Бога. Что же касается воздаяния, то каждый получит награду по своему труду. Не сказал: по своему делу, но: «по своему труду» , ибо что нужды, если кто и не совершил дела? По крайней мере, он трудился.

. Ибо мы соработники у Бога.

Мы учители – соработники Божии, содействующие Богу во спасении людей, а не виновники или податели спасения. Поэтому не должно ни презирать нас, ибо мы сотрудники Божии, ни гордиться нами; ибо все Божие.

. А вы Божия нива, Божие строение.

Сказав выше: "я насадил" , продолжает сравнение, и называет их нивой. Если же вы нива и здание: то должны называться именем Владыки, а не пахарей или домостроителей, и, как нива, должны быть ограждены стеной единомыслия, а как здание, должны быть в единении между собой, а не в разделении.

. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание.

Называет себя мудрым строителем не из высокомерия, но желая показать, что мудрому строителю свойственно полагать такое основание, то есть Христа. А что сказал это действительно не из высокомерия, видно из слов его: «по данной мне от Бога благодати» , то есть моя мудрость не мое дело, но благодатный дар Божий.

. А другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

Выше беседовал с ними о единении, а теперь говорит об образе жизни, называя строительством дела каждого человека.

. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть .

Не может, доколе пребывает мудрым строителем. Если же кто не мудрый строитель, то может положить иное основание; отсюда ереси. У вас, коринфяне, одно основание – Христос: поэтому и должны вы назидать на этом основании не то, что происходит от споров и зависти, но дела добродетели.

. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится.

С того времени, как мы получили основание веры, каждый из нас строит на нем: одни строят добрые дела, которые бывают различны, иные больше, иные меньше, например, девство – как бы золото, честный брак – как бы серебро, нестяжательность – драгоценные камни, милостыня при богатстве-дело уже меньшей цены. Другие же из вас назидают худые дела, которые также бывают различных степеней. Те дела, которые удобнее могут сгореть, называются сеном и соломой, таковы: нечистота, идолослужение, любостяжание; те же, которые не столь легко сгорают, называются деревьями, таковы: пьянство, смех и им подобные пороки. Некоторые, впрочем, понимают и наоборот, то есть прежде упомянутые пороки называют деревьями, а последние сеном и соломой.

. Ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

Днем называет день суда. "В огне , – говорит далее, – открывается» , то есть обнаруживается, каковы дела сами в себе, золото ли или что противное.

. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон.

Если у тебя серебро или золото, то дело твое уцелеет, и ты получишь награду; если же у тебя сено и тому подобное, то дело твое не выдержит силы огня (это значит выражение "сгорит" ), но обнаружится, что оно худо. Если бы кто перешел реку огненную в золотом вооружении, то вышел бы на берег в более светлом виде; но если бы через ту же реку пошел другой с сеном, то не только не получил бы никакой прибыли, но погубил бы и себя. Так будет и с делами. Следовательно, вера без добрых дел не приносит пользы. Ибо вот здесь основанием служит Христос; но дела, совершаемые не по закону Христову, осуждаются на сожжение.

. Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но "спасется" , то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много времени. Итак, грешник несет потерю от того, что трудился над такими делами, от которых погибает, и все свои усилия употребил на то, что не имеет бытия и не существует (ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому, как если бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела. Между тем сам, то есть грешник, "спасется" , то есть сохранится целым для вечных мучений.

:.16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

Обращает речь к согрешившему. И смотри, как успешно приводит его в стыд. Именно; благодатью, данной нам, то есть обитанием в нас Духа, пристыжает согрешившего, хотя и не выставляет ясно лица его, но говорит вообще. Между тем, если мы храм Божий потому, что в нас живет Дух, то следует, что Дух есть Бог.

. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог.

То есть погубит. В этих словах выражается не проклятие, но предсказание о будущем.

. Ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Следовательно, блудник не может быть святым, так как он перестал быть храмом Божиим, изгнав освящающего его Духа. Кто же составляет этот храм? Вы, если пребудете чистыми.

. Никто не обольщай самого себя.

Думая, что это бывает иначе, а не так, как я сказал.

. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.

Сделав легкий намек на согрешившего, опять обращает речь к тем, которые надмевались внешней мудростью. Кто, говорит, « думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным» , то есть пусть отринет мудрость внешнюю, чтобы приобрести божественную. Ибо как нищета по Боге есть богатство, и бесславие – слава: так и безумие по Боге есть мудрость. Смотри же: не сказал: пусть отринет мудрость, но, что гораздо более, «будет безумным» , то есть пусть ни о чем не умствует сам от себя, пусть не верит собственным доказательствам, но следует за Богом, как стадо за пастырем, и верует всему божественному.

. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.

Ибо она не только не способствует к приобретению истинной мудрости, но, напротив, еще препятствует этому, потому что, высоко думая о себе, отвергает божественное учение и таким образом оставляет во всегдашнем неведении тех, кто имеет эту мудрость; поэтому они и уловляются Богом, как безумцы.

. Как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.

Приводит свидетельство на то, каким образом человеческая мудрость есть безумие пред Богом, и говорит, что Бог уловляет мудрых, как безумных, то есть покоряет их собственным их оружием. Ибо, при всем своем лукавстве и мудрости, они обличаются в глупости и безумии. Например: одни думали, что не имеют нужды в Боге, а все могут постигать сами собой; но Бог делом показал им, что и сила и искусство слова нисколько не принесли им пользы, и что они особенно пред другими имели нужду в Боге, они, которые думали обойтись без всякой помощи. Итак, при всем своем искусстве, по которому почитали себя всеведущими, они оказались совершенными невеждами, и в предметах необходимых более необразованными, чем рыбаки и кожевники.

. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.

Если же Господь знает, что умствования человеческие суетны, потому что в них нет ничего необходимого и спасительного, то как вы, коринфяне, питаете мысли, противные Богу, и занимаетесь ими, как бы полезными!

. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа.

Это, кажется, говорит к подчиненным, но поражает начальников, внушая, что они отнюдь не должны тщеславиться ни внешнею мудростью, так как она есть безумие, ни духовными дарованиями, так как они принадлежат Богу и даются для пользы подчиненных. Это значит слова: «ибо все ваше» , то есть что же гордятся учители ваши? и для чего вы надмеваете их и превозносите? Они ведь ничего не имеют собственного, но все, что у них есть, принадлежит вам, дано им для вашей пользы, и они должны быть вам благодарными. Между тем, опять упомянул о себе и о Петре: это для того, чтобы слова его были не так тяжки, и чтобы внушить: если и мы для вас получили дарования и для вас поставлены учителями, то тем более нынешние учителя ваши не должны гордиться дарами, как бы собственным приобретением: ибо это чужие блага.

. Или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее.

И "жизнь" учителей, говорит, для вас, для того, чтобы вы учились у них и получили пользу; и "смерть" их для вас; ибо за вас и для вашего спасения они подвергаются опасностям. Или иначе: и Адамова для вас, чтобы вы уцеломудрились; и смерть Христова для вас, чтобы вы спаслись. Короче: весь "мир" для вас, чтобы вы чрез него восходили к Создателю и тленностью его научались желать благ нетленных. Для вас и «настоящее» , то есть блага, которые еще здесь дарует Бог верующим; для вас же уготовано и "будущее" .

. Все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий.

Не в том же отношении Христос есть Божий, в каком мы – Христовы. Мы – Христовы как дело Его и творение, а Христос – Божий и как Сын предвечный, и как имеющий Своим виновником Отца. Таким образом, хотя выражение одно, но смысл различен, ибо все – наше не в том же отношении, в каком мы – Христовы; мы рабы Христовы и творение, а все существующее не есть ни что-либо, служебное нам, ни наше творение. Поэтому нехорошо поступаете, разделяясь по людям, тогда как вы принадлежите Христу.

Как мы говорили ранее, во 2 главе Послания в Коринф Павел противопоставляет духовность и душевность, человека, верующего в явление Духа Божьего во Христе, и человека, который доверяет лишь своим собственным переживаниям.
В начале 3 главы читаем: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь [даже теперь (дословно)] не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор.3:1-3) . То есть, Павел, будучи очень огорчен отсутствием единства в коринфской церкви, обращается к верующим людям, как к душевным, основываясь на том, какие чувства и черты характера проявляют члены церкви по отношению друг ко другу.
Жизнь христиан в церкви, фактически, ни чем не отличается от жизни людей в миру. Даже теперь, несмотря на то, что Павел провел в Коринфе 1,5 года, проповедуя о Христе, люди, составляющие церковь, приняли Евангелие и продолжают узнавать все больше о Господе, они остаются неспособными воспринять некоторые вещи по уровню своего духовного развития, воспринимают пока только молоко и не готовы к твердой пище. В контексте данной главы автор уравнивает понятия «плотской» и «человеческий». Павел сравнивает церковь с младенцами во Христе, младенцы же полностью зависимы, их представление об окружающем мире основывается на чувственном восприятии, у них нет понятия «хорошо», «плохо», «правильно», «неправильно». В какой-то степени, это вызов и нам сегодня, тем людям, которые считают себя христианами и порой отмечают в календаре дни, прошедшие с момента крещения. Ведь наш возраст определяется не тем, сколько времени мы с Господом, а уровнем нашего духовного развития.
В дословном греческом переводе в третьем тексте есть слова: «если между вами есть ревность и борьба…». Построение фразы в оригинале говорит о том, что ревность - это внутреннее качество, а борьба (противостояние) - внешнее проявление. В 1991 году, во время кризиса, церкви Европы и Америки присылали в Россию посылки с гуманитарной помощью для малоимущих семей. Такие посылки не облагались налогом и представляли собой спрессованные тюки одежды, которые позже распределялись среди нуждающихся людей. Удивительно, но, получив помощь, люди устраивали распри, возмущаясь «несправедливым распределением». Именно о таких взаимоотношениях в церкви говорит Апостол, указывая на то, что христиане ничем не отличаются от людей неверующих, живущих по законам окружающего мира.
Об этом же сказал Иисус в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:43-48).
В мире люди спорят об ученых, знаменитостях, политиках, врачах, выясняя, кто из них лучше. И каждый апеллирует к своим авторитетам. Павел говорит, что подобные отношения среди христиан недопустимы: «Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?» (1Кор.3:4) . Утверждая подобное, каждый член церкви доказывал преимущества того учителя, за которым он идет. В третьем веке, когда сан епископа приобрел определенную популярность, в церквях часто доходило до драк, когда люди доказывали преимущества своего кандидата. Более того, если ставили епископа, неугодного большинству, его могли убить, чтобы воздвигнуть своего ставленника. Так в церковь стали проникать элементы политики, поскольку при назначении на эту должность приходилось искать компромисс.
Читаем дальше: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» ( 1Кор.3:5) . Слово «служитель» [греч. «дьяконос»], используемое здесь, означает «слуга, помощник, посланник (с каким-то поручением)». Как видно из контекста, здесь исключена какая-либо власть, какая-либо личная корыстная заинтересованность. Служитель - это тот, кто прикреплен к тому, кому он служит и зависит от него. Апостол говорит, что он и Аполлос лишь служители, прикреплены к людям в церкви, служат для них и не являются столпами и авторитетами, которым нужно молиться. Они не посредники между Богом и людьми, как было принято в языческих культах, хотя впоследствии церковь стала таким «посредником». С течением времени появилась формула: «кому церковь не мать, тому Бог не Отец», «кто не в церкви, тот не с Богом». И люди начали бояться потерять связь с церковью, считая, что в таком случае потеряют надежду на жизнь с Богом и на спасение.
Павел говорит, что он и Аполлос - служители, через которых люди пришли к вере, и приход этот не является плодом их деятельности, но «каждому дал Господь». Другими словами, вы уверовали, потому что вы откликнулись на то, что Бог сделал, и вера есть дар Божий: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор.3:6-8) . Павел указывает на то, что все работники на Божьем поприще равны, они все служители, призванные Богом.
И нам сегодня важно помнить, что нет «более высоких» и «более низких» должностей в глазах Господа, тем более в церкви. Ведь церковь демонстрирует частичку Царства Божьего на земле, тот уровень отношений, тот уровень веры, тот уровень характера, который будет у всех людей в Царстве Божием. Приходя в церковь, человек соприкасается с Богом.
«Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9) . То есть «Мы - наемные работники у Бога, а вы - тот дом, который мы строим или то поле, на котором мы работаем. Вы произрастаете, потому что Бог вас взращивает, а наше дело прислуживать этим росткам для того, чтобы они могли нормально развиваться».
«Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:10,11) . Павел говорит о том, что он в какое-то время пришел и сделал фундамент (завершенное действие). А после него на этом фундаменте строят (повторяющееся действие). То есть, те, кто проповедовал людям после Павла, продолжали строить здание церкви на том основании, которое заложил Апостол, и заменить это основание нельзя. Если заменить фундамент, то это уже будет не церковь.
«Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день [Суда] покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:12-15) . Павел перечислил предметы, которые используются для украшения и строительства дома (храма): каменные стены, мраморные плиты, золото, драгоценные камни, для покрытия крыши - солома, сено. То, что придет огонь, не означает, что солома сгорит. Идет описание того, что каждый занимается своим делом. Павел положил основание (весть о Христе), потом кто-то возвел стены, потом кто-то сделал окна, кто-то украсил здание, кто-то покрыл соломой крышу.
Апостол просто описывает схему строительства здания, но потом говорит, что когда Господь придет, Он спросит с каждого, качественно ли он свою работу выполнял. Греческое слово, переведенное здесь, как «испытан», используется для описания того, как проверяют чистоту раскаленного металла, проводя его через огонь и отделяя от примесей. И, если плоды деятельности служителя, испытанные огнем, не устоят, служитель все равно спасется. Искренность и верность действий каждого при строительстве будет проверена, и каждый служитель (пастор, руководитель) получит оценку своей деятельности в строительстве церкви.
Если служитель трудился, спустя рукава, но все же трудился для Бога, труд его не будет напрасен. То есть, такой служитель не сможет продемонстрировать плоды своего служения, но в Царстве Божием окажется, если он строил на том же основании, которое заложил Павел. Важно отметить, что в этой главе речь идет о служителях церкви, а не просто о верующих людях.
Далее Павел пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1Кор.3:16,17) . Мы часто слышим эти тексты, в основном, в отношении здорового образа жизни. Но, как видно из контекста, прямое значение относится к строительству церкви. Другими словами, если кто-то будет разрушать церковь, вносить распри и раздор там, где пребывает Бог, такой человек потерпит, мягко говоря, урон. В греческом варианте текст звучит так: «Кто разорит храм, того разорит Бог». Что человек привнес в церковь, то будет ему привнесено.
Мы должны понимать, что, приходя на служение, находимся там не одни, мы взаимодействуем с другими людьми. Мы оказываем на окружающих влияние через свою интонацию, через свои слова, через те советы, которые мы даем, через наше поведение. Важно задумываться о том, строим ли мы или разрушаем храм Божий, что мы привносим с собой. Важно понимать, что мы друг для друга даны Богом, и Он не случайно пересек наши жизненные пути.
Павел делает вывод из того, что пишет: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1Кор.3:18-20) . Если вы хотите быть в веке сем мудрыми, то в Божьих глазах вы хотите стать безумными, потому что мудрость века сего пред Богом глупость. Стремясь к мудрости века сего, вы стремитесь к глупости. Здесь речь идет не об образовании: когда человек принимает Иисуса Христа как личного спасителя и Господа, для мира и людей в мире - это величайшая глупость.
В этой главе есть только два глагола повелительного наклонения (императива). Первый из них: «не обманывайтесь». Это главная весть исследуемой главы. Если вы думаете, что достижение мирского успеха обеспечит вам внутреннее счастье, не обманывайтесь, не будьте безумцами, расточающими свою жизнь впустую. Обман - это средство для того, чтобы получить что-либо. У обмана всегда есть мотив, мотив лишить чего-либо. Когда Павел призывает нас не обманывать самих себя, он призывает нас самих себя не обкрадывать, лишая себя того, что нам принадлежит от Бога. Мы обкрадываем сами себя, когда слушаем не Бога, а кого-то другого.
«Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий» (1Кор.3:21-23) . Второй императив: «не хвалитесь». Слово Божие называет христиан царями и священниками Царства Божьего, поэтому для Апостола Павла, как и для Христа, не имеют значения блага мира сего. Христос в Нагорной проповеди сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21). Иисус постоянно говорил о Царствии Божием, потому что, так или иначе, каждый из нас его достигнет. Кто-то через 5 лет, кто-то через 20, кто-то через 30 лет… Потому что, когда наша жизнь закончится, в следующую секунду мы предстанем пред Богом, вне зависимости от того, когда настанет Царство Божие на земле в историческом плане. Ведь, когда человек спит, он не ощущает времени, а смерть, согласно Библии, - сон.
Пусть человеку отведено на этой земле 60 лет, 70, 80, но Бог хочет подарить ему вечность и для Господа человеческая жизнь здесь, и по качественным, и по количественным показателям - ничто. Богу больно смотреть на то, как мы порой цепляемся за материальные блага и комфорт в этой жизни, потому что Он знает всему этому настоящую цену. Мы ничего не знаем, кроме нашей земной жизни, но отличие верующего человека от неверующего в том, как он относится к благам земным и к вопросу смерти. Верующий человек ничего не видел, кроме этой жизни, но он верит тому, что сказал Бог. Человек, который всеми силами цепляется за эту жизнь и пытается взять от нее максимум, потому что другой жизни у него не будет, Бога не знает и не верит Ему. Нельзя верить в «прошлого» Христа, который умер на Голгофе, и не верить в «будущего», грядущего во славе, это единая неделимая вера.
Бог называет христиан царями и священниками, Он будет править вечно и поэтому Ему принадлежит все. И для Апостола Павла после воскресения Христа это славное будущее наступило, потому что, если Христос воскрес, то воскреснем и мы, те, кто приняли Его как своего Господа и Спасителя, воскреснем Его детьми, и Царство Божие будет принадлежать нам через Иисуса Христа. Осознавая это, все споры и разделения в церкви становятся смешными и нелепыми.
Христос сказал: «…Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10) , то есть жизнь настолько богатую и насыщенную, чтобы делиться ею с другими людьми. Да благословит нас в этом Господь!

Константин Чумаков

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...