Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе. Консультация логопеда для музыкальных руководителей Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда

Взаимодействие учителя-логопеда

с воспитателями

и музыкальным руководителем

в рамках реализации АОПДО ГБДОУ

Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем

Коррекционная работа

Профилактическая работа

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя

Воспитатель

Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.

Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на математике, рисовании, лепке и конструировании.

Проводит работу над лексико-грамматическими конструкциями, пополнением активного и пассивного словаря.

Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей.

На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно-развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.

Воспитатель

Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться.

Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей.

Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.

Закрепляет с детьми комплекс артикуляционных упражнений.

Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления.

Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, стихов и т.д.

Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.

Воспитатель

Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п.

Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем.

Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.

Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категории, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.

Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;

  • пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;
  • контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;
  • при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда.

На фронтальных занятиях формулирует темы;

  • отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,
  • обучает элементам грамоты,
  • одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Функционал логопеда

Функционал воспитателя

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на речевом материале.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

1. Коррекционно-развивающее;

2. Информационно-консультативное.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя

осуществляется по двум направлениям:

Осуществляя свою работу и учитель-логопед и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

Принципы построения совместных занятий:

  • Занятия проводятся систематически, т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  • Принцип всестороннего воздействия.
  • Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Задачи коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя

Направления коррекционно-развивающей работы

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Воспитание :

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица. Гимнастика мимических мышц. Произвольное формирование определенных мимических поз. Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение. Движения с речью под музыку. Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование пропевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологоией. Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

КОРРЕКЦИОННО-

ОБРАЗОВАТЕОЬНОЙ

РАБОТЕ

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тельную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, предс-тавляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного на-полнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в раз-витии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональ-ную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запомина-ния и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется

по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель

должны учитывать:

  1. структуру речевого нарушения;
  2. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  1. закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  2. всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

Принцип всестороннего воздействия

Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

Принцип наглядности.

Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образова-тельно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мы-шечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма,способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личност-ные качества, чувство кол-лективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  1. постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  2. укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  3. формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  4. коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  5. развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  6. совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  7. обучение умению связно выражать свои мысли;
  8. обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  9. развитие психологической базы речи;
  10. совершенствование мелкой моторики;
  11. логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  1. слухового внимания и слуховой памяти;
  2. оптико-пространственных представлений;
  3. зрительной ориентировки на собеседника;
  4. координации движений;
  5. умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  1. темпа и ритма дыхания и речи;
  2. орального праксиса;
  3. просодики;
  4. фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя

с учителями-логопедами.

  1. План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  2. Журнал взаимодействия.
  3. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  4. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  5. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  6. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  7. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактичес-ким материалом.

Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование опреде-ленных мимических поз.

Связь мимики с интонацией.

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки.

Упражнения на поддувание. Дифферен-циация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение. Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акусти-ческим признакам. Воспитание акусти-ко-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки. Массаж артикуляцион-ного аппарата(индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразова-ния и словоизменения.

Преодоление аграмматизма.

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения моно-логической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуника-тивные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.


Взаимосвязь учителя-логопеда

с музыкальным руководителем

учитель-логопед Якунина В.А.

В настоящее время актуальной задачей и проблемой дошкольного образования является тщательная проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с нарушениями речи.

Основная задача – создание и апробация модели взаимодействия разных специалистов ДОУ в процессе коррекционной работы с ребенком.

Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единая коррекционно-образовательная работа.

Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОУ возможна только при условии четкого и правильного распределения задач каждого участника, при условии совместного планирования работы.

Целью сотрудничества педагогов с логопедом является стимулирование речевого, познавательного и личностного развития ребенка.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного запаса речи. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей в обществе.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу, и учитель-логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать структуру речевого дефекта; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на коррекционно-логопедических занятиях; всесторонне развивать личность ребенка и его самооценку.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные задачи включают: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, плавности, воспитание правильной осанки, походки.

Образовательные задачи: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственной ориентировки, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности чувствовать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.

При этом каждый из педагогов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений.

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Все выше изложенные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).

Развитие речи проводится с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движения помогают осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптироваться к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп в детском саду.

Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится более плавной.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. При проведении занятий следует помнить следующее.

1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

2. Занятия должны строиться с учетом диагноза речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока дети её не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.

3. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагоги добиваются не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Кроме того, слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на развитии мимики.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние детей, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.


I. В сопровождении ребенка дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и другими нарушениями важную роль играет соблюдение единого коррекционного режима — речевого, двигательного и др. Единый коррекционный режим в специализированном дошкольном образовательном учреждении реализуется также через согласованную работу, интеграцию и профессиональное сотрудничество всех взрослых.

Необходимость соблюдения единого коррекционного режима и обязательная координация, интеграция работы специалистов вытекает из особенностей и возможностей ребенка – речевых, двигательных, особенностей его памяти, восприятия, мышления. Энергетические запасы, которые идут на осуществление двигательной, эмоциональной, интеллектуальной и речевой деятельности, у каждого человека ограничены. Именно в руках взрослых, которые работают с ребенком, находится то, как они будут потрачены — эффективно или нет, и с какими последствиями. Без согласованной работы и взаимодействия всех взрослых, работающих с ребенком, коррекционный эффект будет ниже, чем он мог бы быть.

Экстенсивный путь сопровождения — за счёт большого набора двигательного, речевого, познавательного и другого материала, предложенного ребёнку разными специалистами — для детей с речевыми и другими нарушениями неприемлем. Здоровьесберегающим и эффективным является, всё-таки, интенсивный путь, суть которого заключается в совершенствовании форм организации работы с ребёнком, в согласованном взаимодействии взрослых, принимающих участие в развитии и жизни ребёнка.

Грамотное взаимодействие специалистов и организация единого коррекционного режима позволяет ребенку максимально эффективно и без ущерба для здоровья прожить во времени, отведённом на нормализацию его речевых, моторных и психических функций.

II. В ходе интеграции деятельности специалистов группы (логопеда, воспитателей, музыкального руководителя) мы апробировали следующие формы взаимодействия:

1) Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года.

Такой информационный обмен необходим для совершенствования коррекционно-развивающей работы, планирования и реализации индивидуально-дифференцированного подхода, достижения коррекционно-развивающего и здоровьесберегающего эффекта сопровождения.

Для всех участников процесса важными являются сведения об уровне развития импрессивной речи ребенка, характере нарушений слухового и зрительного внимания и восприятия, о возможностях пространственной ориентировки ребёнка, а также общем способе взаимодействия ребенка с окружающим миром, от которых зависит качество восприятия и выполнения инструкций, качество участия ребенка в музыкальных занятиях. Важной является информация об уровне развития активной речи ребенка, нарушениях физиологического дыхания, трудностях фонации, нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Эти сведения фиксируются в бланках логопедического и педагогического обследования ребенка, а также корректируются в соответствии с данными динамического наблюдения и мониторинга в течение года. Трудности детей, без учёта которых невозможно эффективное построение оздоровительной работы, фиксируются в тетради взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

В процессе обсуждения результатов диагностики мы обращаем внимание на следующие вещи:

Особенности коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка;
- особенности организации деятельности каждого ребёнка;
- состояние зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти;
- степень понимания речи (а значит – понимания вербальной инструкции);
- уровень развития активной речи;
- состояние общей и мелкой моторики;
- состояние функции дыхания и голосообразования;
- общее состояние здоровья ребенка.

Грамотное внимание к речевым, двигательным, коммуникативным и другим особенностям ребенка позволяет нам более эффективно спланировать коррекционно-развивающую работу по формированию невербальных и вербальных функций у детей, детализировать и реализовать индивидуально-дифференцированный подход, оказать детям индивидуальную помощь в ходе музыкальных занятий.

2) Планирование коррекционно-развивающей работы с учётом ведущего нарушения и психологических особенностей детей.

По итогам обсуждения результатов диагностики выстраивается план работы с ребёнком, план взаимодействия музыкального руководителя и специалистов группы, уточняются формы взаимодействия, доступные и приемлемые в данном учебном году, обговаривается характер участия воспитателя, логопеда группы в музыкальных занятиях, характер индивидуальной помощи ребёнку.

3) Индивидуальная помощь педагогов группы детям на музыкальном занятии, по согласованию с музыкальным руководителем.

Так сложилось, что несколько лет подряд логопедический график работы совпадает с сеткой музыкальных занятий, проводимых с группой. Как учитель-логопед, я имею возможность посещать музыкальные занятия. Посещение музыкальных занятий даёт мне, как логопеду и координатору, достаточно — в диагностическом, планирующем, консультационном и другом плане. Я имею дополнительную возможность увидеть и проанализировать динамику в развитии двигательных, пространственных, ритмических функций детей в специальных видах деятельности, видеть и анализировать, как ребёнок переносит в другую деятельность те речевые и коммуникативные умения, неречевые навыки, которые формируются на логопедических занятиях. Кроме того, я могу непосредственно в это время участвовать в коррекционном процессе, оказать, параллельно с воспитателем, индивидуальную коррекционную помощь самым сложным детям группы – помочь выполнить серию необходимых движений, индивидуально адаптировать фронтальную инструкцию музыкального руководителя, направить ребёнка и др. Всё это очень важно в условиях работы с детьми с тяжёлыми речевыми и другими нарушениями. Иногда, при определённых условиях (тяжесть нарушений у детей), бывает недостаточно участия одного педагога в организации деятельности детей, для достижения желаемого коррекционно-развивающего эффекта.

При этом ведущая роль на музыкальном занятии остаётся у музыкального руководителя, и все виды помощи, характер участия воспитателей и логопеда в музыкальном занятии также согласуется и обговаривается с ним.

Как правило, группа детей с тяжёлыми нарушениями речи бывает достаточно неоднородна — по речевым, двигательным, эмоциональными и другим возможностям. На фронтальных занятиях мы видим доступным дифференциацию приёмов работы с ребёнком (например, дифференциацию способов подачи учебной информации) и дифференцирование требований к выполнению задания каждым ребенком группы. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется и за счёт оказания разных видов помощи детям педагогами группы. Помощь может быть двигательная (сопряжённое выполнение с ребёнком какого-то движения), вербальная (индивидуально адаптировать инструкцию, направить ребёнка), эмоциональная (поддержать ребёнка).

Данная форма работы была презентована нами в рамках городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ.

4) Совместная разработка и проведение логоритмических занятий.

Планирование и проведение занятий по логопедической ритмике — дело непростое. Необходимо учесть множество конкретных условий. Многое зависит от конкретного состава группы и индивидуальных возможностей детей (насколько эффективным будет объединение достаточно разнородной группы детей из 10-11 человек в пространстве логоритмического занятия), от профессиональной квалификации и занятости педагогов другими, не менее важными, коррекционными проектами (фонетическая ритмика и др.).

Тем не менее, совместная разработка и проведение логоритмических занятия является достаточно эффективной формой взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

В предыдущие годы мы с музыкальным руководителем включали некоторые логоритмические упражнения в канву музыкальных занятий. Затем начали совместно планировать логоритмические занятия, надеемся продолжить осваивать и совершенствовать эту форму взаимодействия и в будущем.

5) Адаптирование речевого материала, используемого на утренниках.

Стихотворный и песенный материал для индивидуального исполнения выбирается (и при необходимости – адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Очень важным здесь является подход к подбору речевого материала с учётом семейной ситуации – болезненное принятие родителями нарушений у ребенка, проживание ребенка в неполной семье, в семье опекунов. Вся эта работа немыслима без прямого участия всех педагогов группы.

6) Закрепление педагогами группы музыкального материала во время, отведённое для коррекционной работы с детьми.

Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д.

Во всех формах взаимодействия специалистов заложена вариативность. К тому же, кажется правильным, когда у специалистов, сопровождающих ребенка, есть право совместно выбирать и решать, какие из форм взаимодействия приемлемы и доступны в конкретных образовательных условиях и в работе с конкретной группой детей!

VI. Литература, используемая нами для организации взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей группы.

Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/Зарубина Ю.К., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г.: Теревинф, 2009
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под редакцией Г.А. Волковой, -СПб.: КАРО, 2005.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. — СПб.: КАРО, 2003.
Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. — м.: Айрис-пресс, 2006.
Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. — М.: ВАКО, 2005.
Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет. М.: ГНОМ и Д, 2002
Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2004
Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 1997.
Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. — СПб.: Паритет,2004.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — М.: Айрис-пресс, 2004.
Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб: Корона принт, 2005
Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1./Чарльз Ньокиктьен; пер.с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – М.: Теревинф, 2009
Овчинникова Т.С.

В работе с ребенком, имеющим речевые нарушения, музыкальному руководителю необходимо использовать:

Народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а также на аудио- и видеокассетах) и разучивания;

Хороводы, танцы;

Народные игры;

Мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а также как фонограмму, под которую ребенок играет на ударно-шумовых инструментах;

Народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

Значение фольклора очень велико и многогранно. Оно состоит в следующем.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательую функцию.

Способствует развитию детской памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает ребенку лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.

Влияет на оздоровление организма ребенка в целом. Такие потешки, как «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогает ребенку самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Всевозможные потешки можно использовать и для развития мелкой моторики (например, «Пальчик-мальчик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, а также творчеству таких музыкальных руководителей, как Л.С. Генералова, А.И. Ксендзовская, Е.С. Рагульская, К.С. Ряховская и др., многие потешки постепенно превратились в игровые упражнения, в , которые помогают работать над согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.

Малые формы произведений народного творчества благотворно , обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы — некоторые произведения можно инсценировать; а если ребенок пока не говорит, не владеет активной речью, можно передавать содержание только движениями (например, «Киска», «Две тетери»)

Игры с пением, хороводы, народные песни можно использовать и без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную и игровую деятельность, а педагогам использовать в повседневной жизни, причем в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвященного определенным календарным праздникам.

Учитывая положительное значение народного творчества и подбирая материал для разучивания, важно помнить об особенностях детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

Ребенок должен понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает, сложен для восприятия за счет сохранения устаревшей лексики.

Иногда музыкальному руководителю приходится отказываться от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если сложно доступно объяснить ребенку с нарушением речи значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит постараться и можно найти другой вариант выбранного текста. Ведь довольно часто фольклорные произведения существуют в разных вариантах. Если художественная ценность при этом не пострадала, можно выбирать вариант, более доступный для детей с нарушениями речи.

Силаева Ольга Геннадьевна,
учитель-логопед, г. Димитровград

Похожие статьи

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...

  • Самые действенные способы защиты от сглаза, порчи, колдовства, зависти

    Признаками магического нападения могут являться: любые физические, психоэмоциональные отклонения без особой на-то причины. С целью защиты в отражения удара в той же самой магии выработаны довольно мощные приемы, которые отрабатывались не...