Зачем общение человеку? Для чего люди общаются между собой.

Между личностями. В статье рассмотрим такие аспекты, как роль общения, для чего оно нужно людям, как правильно вести диалог и другое.

Роль общения в жизни человека

Люди не могут быть одинокими. Так установлено природой, что каждый человек нуждается в общении. Кому-то просто нужно выговориться, а кто-то не может без диалога. Ответ на вопрос, зачем общение человеку, даст история первобытного общества.

Сначала люди "разговаривали" с помощью жестов и мимики. Ими обозначались опасность, радость, недовольство, объекты охоты. Постепенно люди начали общаться при помощи речи, что стало намного интереснее и увлекательнее.

Уже после того как люди научились высказывать мнение, разговаривать, стали появляться правила. Благодаря им более культурным и развитым. На сегодняшний день только общение помогает человеку каждый день совершенствоваться.

Теперь люди могут слушать и передавать информацию, понимать товарища, коллегу, друзей и воспринимать всё, что говорят окружающие. Теперь вы знаете, зачем общение человеку и какова его роль. В статье рассмотрим и другие аспекты речи, в которых нуждаются люди.

Для чего нужно общение

Человек может быть экстравертом или интровертом, но он ежедневно нуждается в обществе. Это может быть коллектив, друзья или родственники. Только благодаря общению каждый человек становится социальной личностью.

С самого рождения родители дают малышу общение. Если с детьми не разговаривать, не учить их, кроха никогда не сможет вырасти полноценным человеком.

Такие люди психически отстают в развитии, и они не могут стать полноценными, культурными и развитыми личностями. Известно много случаев, когда родители не уделяли своим детям должного внимания. Тогда и получались такие неприятные казусы.

Искусство общения с людьми

Диалог - это естественная среда человека. Однако каждый человек должен уметь контактировать с окружающими правильно. Нас учат общаться сначала родители, затем педагоги, товарищи и другое окружение. Очень важно ещё с раннего возраста овладеть искусством общения.

Когда общаетесь с человеком, всегда смотрите ему в глаза. Тогда контакт между собеседниками наступит гораздо быстрее.

Старайтесь чувствовать человека, чтобы не обидеть его. Если знаете слабые места своего визави, никогда о них не говорите.

Относитесь с доверием к своему собеседнику. Если вы ему не доверяете, тогда есть ли необходимость строить с ним диалог? Конечно же, речь идёт не о родственниках и близких вам людях. Ведь вы и так знаете, как нужно с ними общаться. А вот что касается малознакомого и постороннего человека, тут нужно проявлять только позитив. Избегайте плохих эмоций и проявляйте как можно больше дружелюбия.

Что мы получаем от окружающих

Конечно же, мы и так можем понять, зачем человеку общение. Однако не всегда это можно объяснить. Общение нужно людям не только как потребность. Есть и другие положительные моменты. Например, мы можем приобрести много навыков и умений при помощи окружающих.

Люди обмениваются информацией, опытом, знаниями -и всё это называется общением. Главное - правильно построить диалог с собеседником. Когда люди обмениваются опытом или информацией, они глубже проникают в суть, становятся более умными, сознательными, культурными.

Очень часто интересные идеи, мысли приходят только тогда, когда ведётся диалог между людьми. Любой дельный совет часто помогает человеку. Психологи точно знают, зачем человеку общение. Они утверждают, что нет полноценной личности без диалога. То есть чтобы человек умел правильно высказывать свои мысли, ему и нужно как можно чаще общаться.

Правила общения

В принципе, мы уже разобрались, зачем человеку общение. Кратко мы это уже описали. Однако, как говорилось выше, есть определённые которых необходимо придерживаться, чтобы стать культурным и умным человеком.

Всегда при диалоге старайтесь улыбнуться и поддержать тему собеседника. Если вам что-то непонятно, никогда не стесняйтесь поинтересоваться. Помните, не стыдно спрашивать, ведь речь идёт о вашем развитии.

Никогда не повышайте голос. Интонация должна быть приятна для собеседника, без грубости и фальши в голосе. Старайтесь даже с друзьями общаться культурно. Обращайтесь к ним по имени. Не нужно при общении вспоминать его фамилию или дразнить, как в детстве, ведь человеку это может быть очень неприятно и даже обидно.

Вежливость - очень важный фактор общения. Плохие слова никогда не украшали человека. Поэтому разговаривайте не только спокойно, в доброжелательном тоне, но и вежливо. Вашему другу или знакомому будет приятно с вами проводить время.

Самое важное правило - не перебивать собеседника. Больше слушайте и меньше говорите. Особенно если ваш собеседник хочет выговориться.

Страх общения

У многих людей существует социофобия. То есть они не совсем понимают, зачем общение человеку, и боятся вступать в беседу. Такое отношение может быть только у неуверенных людей.

Страх общения необходимо преодолевать ещё с раннего возраста. Чтобы ребёнок не был замкнутым, учите малыша высказывать своё мнение. Даже если вам оно не нравится. Ведь только благодаря диалогам, общению дети учатся быть уверенными и

Дискомфорт общения

Иногда людям не хочется разговаривать с тем или иным человеком. Почему так происходит? Психологи утверждают, что есть такое понятие, как дискомфорт общения. Это когда собеседник давит на вас психологически. Вроде и незаметно, зато вы чувствуете сильный дискомфорт при общении. Вот в этом случае старайтесь избегать таких людей, чтобы не получать с их стороны негатива.

Каждому человеку необходимы только положительные эмоции. Именно поэтому психологи советуют общаться только с людьми, с которыми у вас есть не только общие темы для разговора, но при этом вы ещё получаете положительные эмоции, радость и дружелюбие.

Заключение

В статье мы разобрались, Общение - это очень важный аспект в жизни людей. Поэтому, если вы хотите побыть наедине, не злоупотребляйте этим. Старайтесь как можно чаще выходить на улицу, к друзьям или просто в магазин. Ведь можно поговорить с продавцом и узнать много интересных для себя вещей.

Теперь вы знаете, зачем человеку нужно общение. Если вы прислушаетесь к советам и рекомендациям психологов, у вас не будет проблем с построением диалога и выбором собеседника.

Роль общения в развитии всего человеческого общества и отдельного человека огромна.

Общение - безусловный спутник человеческой истории. В этом смысле можно говорить о значении общения в филогенезе человеческого общества. Именно общение в процессе совместного труда первобытных людей привело к возникновению у них сознания и речи.

Не будем забывать и о том, что именно в общении реализуются и воспроизводятся все общественные отношения. Иными словами, общество функционирует и прогрессирует благодаря общению между отдельными людьми и социальными группами.

Не переоценима роль общения и в онтогенезе, т.е. в процессе индивидуального развития человека в течение всей его жизни. Общение является безусловным спутником человека в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей. Общение составляет необходимое условие формирования личности, её сознания и самосознания. Именно в ходе и благодаря различным видам и формам общения формируется внутренний мир личности.

Значение общения в развитии человека раскрыто в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, который показал, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, социальные, т.е. такие, в реализации которых участвуют не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, психологическими, превращаются из интерпсихических в интрапсихические. Развитие ребёнка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Общение со старшими для маленького ребёнка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" социальный опыт. Вот почему общение - главнейший фактор психического развития детей.

Выделяют 3 группы фактов, которые доказывают решающую роль общения в психическом развитии ребёнка.

1. Изучение детей - Маугли. Такие дети обнаруживают глубокое и необратимое недоразвитие: у них не развивается речь, интеллектуальные способности, человеческие чувства, самосознание. Так, в начале ХХ в. индийским психологом Ридом Сингхом были обнаружены рядом с волчьим логовом две девочки: примерно 8 и 1,5 лет. Сингх увёз их и пытался воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и убегали от людей, ночами выли по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - дожила до 17 лет (умерла от уремии). За 9 лет её удалось в основном отучить от волчьих повадок, но всё-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела - с большим трудом она обучалась правильно употреблять всего 40 слов.



2. Явление госпитализма. Оно обнаружилось при первых попытках (ещё в конце прошлого века) наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. Это было характерно для детских приютов как царской России, так и западных стран. Явление госпитализма выражается в психической и физической отсталости: запоздалое развитие движений, ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.). Сюда же добавляются низкие показатели роста, массы тела, рахит. Француские исследователи описали 33 ребёнка, воспитывавшихся в детском доме с 3-х месяцев. Уход за детьми был хороший, но отсутствовал необходимый контакт детей с ухаживающими за ними взрослыми. Одна треть детей погибла в первые 2 года жизни. В живых остался 21 ребёнок. 5 из них совсем не умели передвигаться и сидеть, 3 лишь сидели без поддержки, только 5 ходили самостоятельно, 12 не умели есть с ложки, 20 - сами одеваться. У детей были недоразвиты познавательные функции, 6 детей не говорили совсем. У детей наблюдались специфические невротические реакции: печаль, замыкание в себе, заторможенность, потеря аппетита, бессонница. Ещё в 20-е г.г. советские психологи, педиатры и физиологи начали искать пути преодоления госпитализма. Было выявлено, что разлука с матерью не влияет фатально на детское развитие. Решающим здесь является не связь с матерью, а характер общения. Явления госпитализма могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, мало эмоциональных "холодных" матерей, не уделяющих им необходимого внимания, т.е. в условиях дефицита общения. и в детском доме возможно эффективное воспитание детей, но при условии налаживания эмоционального контакта ребёнка с персоналом. Отставание удаётся выправить методами педагогического, воспитательного характера. Правда, искоренить госпитализм мало - нужно ещё постоянно следить за тем, чтобы он не появился снова.

3. Влияние общения на общее психическое развитие ребёнка:

а) общение способно ускорять ход развития детей. Под руководством М.И. Лисиной были организованы специальные сеансы общения для младенцев 2-4 месяцев. Оказалось, что у них, по сравнению с их сверстниками, не только интенсифицируется общение со взрослыми (оживление, радость, призывные вокализации), но и более быстро развивается внимание и интерес ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребёнка уже не было;

б) общение позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Установлено, что в детских домах отставание в развитие речи может быть преодолено, если они включаются в живое общение с окружающими людьми;

в) общение может исправлять дефекты неправильного воспитания, например, овладение способами общения с посторонними людьми в ходе занятий с 2-летними детьми позволяет им избавиться от робости, смущения, беспокойства, возникающего в присутствии новых взрослых.

Проблема общения является одной из центральных в психологии именно благодаря его важнейшей роли в жизни человека.

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Специальность: 150700.62 - Машиностроение

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психологический практикум» на тему:

«Общение, его значение в жизни человека. Функции. Виды и уровни общения»

Выполнил: студент 3 курса заочного

отделения группы 4331- з

Проверил: канд.пед.наук, доцент

Бурганова Н.Т.

Набережные Челны

Введение

)Общение, определение

2)Значение общения в жизни человека

)Функции общения

2)Типы общения

)Виды и формы общения

2)Фазы и средства общения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

общение коммуникация человек

Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.

При помощи общения могут регулироваться взаимоотношения и взаимодействие, но регулирование ими не сводится к использованию общения. Специфичные средства общения - речевые и неречевые, а специфические средства построения взаимоотношений и взаимодействия иные. Взаимоотношения и взаимодействие в свою очередь влияют на общение, но их функционирование не сводится к этому влиянию, а регулирование их - особые задачи. Если попытаться дать комплексное определение общению в малых группах, то общение в группе есть обмен информацией между ее членами для достижения взаимопонимания при регулировании взаимоотношений в процессе совместной жизни и деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций деятельностного подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному. Одни авторы (А.Н. Леонтьев) общение считают определенной стороной деятельности: оно включено в любую деятельность, то ее элементы, условия.

Общение, определения

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Значение общения в жизни человека

Как уже отмечалось ранее, общения и межличностные отношения состоят из процессов, которые часто переплетаются и взаимно. Каждый процесс можно рассматривать отдельно, поскольку он имеет свои характерные особенности. Эти процессы - обмен информацией между людьми (коммуникативная сторона общения) организация взаимодействия, влияния на других людей (интерактивная сторона общения) восприятия и взаимопонимания друг друга или познание себя и другого (перцептивная сторона общения). Рассмотрим их отдельно.

Общение как обмен информацией. Основная цель любого коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Важную роль при этом играет значимость информации, благодаря чему партнеры пытаются выработать общий смысл, одинаковое понимание ситуации. Следует отметить, что информация в общении не просто передается от одного человека (которую называют коммуникатором или отправителем) в другую (которую называют реципиентом или адресантом), а именно обменивается. Основная цель такого коммуникативного процесса - обеспечить адекватное понимание той информации, которая передается.

Способом общения, предназначенным для передачи информации, можно считать сообщение. С его помощью передаются определенные сведения от одного человека к другому как во время непосредственного общения (благодаря языку, жестам, мимике), так и с помощью различных средств массовой коммуникации. При этом полезно помнить заповедь: "Не начинайте говорить, пока не начнете думать". К тому же целесообразно осмыслить не только саму идею, но и то, как ее воспримут люди, которые с ней ознакомятся.

Общение как взаимодействие. При любом акте общения происходит обмен не только знаниями, мнениями, идеями, то есть информации, но и действиями, в частности привы будете общей стратегии взаимодействия. Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий причинную обусловленность их действий и взаимосвязь. Этот процесс требует активности и взаимной направленности действий тех людей, которые принимают в нем участие.

Существует много видов взаимодействия, а потому и несколько их классификаций. Одна из самых известных - разделение на кооперацию (сотрудничество) и конкуренцию (соперничество). Известна классификация, где за основу взаимодействия берется количество субъектов, общающихся. Если субъектов двое, то это взаимодействие парная (в диаде). Если субъектов много, то они могут взаимодействовать в группе (групповое взаимодействие), между группами (межгрупповая взаимодействие) или субъект может действовать с группой (субъектно-групповое взаимодействие). Этим субъектом может быть лидер или любой член группы.

Общение как восприятие и понимание друг друга.

Восприятие - это психическое состояние отражения человеком предметов и явлений в целом в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Это процесс взаимного восприятия и понимания собеседников, познания ими друг друга. В общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает отображение его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Рассматривая процесс познания одного человека другим во время общения, известный психолог С.Л. Рубинштейн писал: "В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы" читаем "человека, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл полученного таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" происходит быстро, поскольку в процессе общения с людьми, которые нас окружают, мы производим определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведения ". Образ другого человека зачастую формируется по первому впечатлению, а это может привести к ошибкам в ее восприятии. Недаром говорят, не суди по одежде - суди по разуму. Важно осознавать, что ошибкой будет не столько построенное неадекватно впечатление о человеке, сколько использование этого неадекватного впечатления в последующих межличностных отношениях с ним.

Функции общения

Общение - сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности.

Общение является одним из важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы и фазы.

Исследование психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями в устной форме в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций.

Даже в век ЭВМ главным инструментом общения людей является слово. Тот, кто в совершенстве овладел навыками в процессе общения, получает возможность жить по принципу «пришел, увидел, уговорил». Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс. В нем говориться о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном.

Под непосредственном общении понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима, пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты «к» и «от»), временные (раньше, позже)). Следует подчеркнуть практическую важность умения «читать» невербальную информацию. Темпы речи, громкость, изменение высоты и темпа окраски голоса - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению.Человек не может сознательно контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, положение ног, выражение глаз и т.д. Только учтя весь аккомпанемент, сопровождающий речь, можно правильно воспринять партнера по общению.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющий во времени получение обратной связи между участниками общения. Очевидно, что появление различных технических коммуникативных устройств значительно увеличило число источников человеческого опыта, но и многократно усложнило систему человеческого общения.

По своему значению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.

Связующая роль - важнейшее условие объединения людей в процессе любой деятельности.

Формирующая роль. Здесь общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека (особенно в ранних стадиях).

Подтверждающая функция. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и остаться абсолютно незамеченным». Это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждения». Причем, в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения, пусть и с негативной оценкой, неподтверждения означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь».

Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей «подтверждающей терапии»: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказания различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддерживание у человека «минимума подтвержденности».

Четвертая функция состоит в организации и поддержании межличностных отношений на уровне определяемых эмоциональных контактов.

Пятая функция общения - внутриличностная, т.е. общение человека с самим собой.

Типы общения.

Общение на уровне социальных ролей (ролевое общение) - начальник-подчиненный, продавец-покупатель, учитель-ученик, диктуется исполняемой ролью, фиксируется то место, которое занимает человек в системе общественных социальных отношений.

Под межличностным отношением подразумевается (наиболее встречающаяся модель общения) участие двух конкретных личностей, обладающих уникальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.

Деловое общение можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение - это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении (в отличии, например, от светского) всегда есть цель.

Типы общения определяют по тем правилам, выполнение которых подразумевается. Так, если правила «светского» общения основаны на кодексе вежливости, то в основе деловых отношений лежит кодекс, основанный на принципах кооперативности. Он содержит следующие правила:

Виды и формы общения

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение - это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты - мне, я - тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение - это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.

Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалог возможет лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т. е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);

общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает - «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль - это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий - основа данного вида общения.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление и позволило выделить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:

коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т. е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

В ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия.

Идентификация - это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Эмпатия (сопереживание) - это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатияоснована на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.

Высшей формой эмпатии является действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.

Аттракция (привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называют рефлексия.

Рефлексия (обращение назад) - это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга.

Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседника действовать так, а не иначе, т. е. каковы причины его поступков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить тактику взаимодействия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, находимся в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом или анализ наших собственных причин, которые обнаруживаются в аналогичной ситуации. Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией (то есть причина и придаю, наделяю). Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе.

Фазы и средства общения

Из всех фаз общения наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение нужно планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения - вхождение в контакт. Здесь важна самонастройка, важно почувствовать состояние, настройку партнера, освоиться самому. Важно расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало. Этот период завершается установлением психологического контакта.

Далее идет фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке тем, затем - мотивационный зондаж. Цель его - понять мотивы собеседника и его интересы. Потом следует фаза аргументации и убеждения, если есть расхождения во мнениях. И, наконец, фаза фиксации результата. Это всегда критический момент в отношениях. В противоположность перерыву, разрыв отношений - это конец контактов. И ошибка в этой фазе иногда может полностью изменить результат многочасовой беседы. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения.

В деловом общении именно обмен значимой для участников коммуникативного акта информацией является самой важной стороной. Средства, позволяющие делать это наиболее эффективно, делятся на вербальные (речевые) и невербальные.

Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понять невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Все невербальные средства общения делятся на следующие группы:

кинетические, т.е. зрительно воспринимаемые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд);

просодические, т.е. ритмико-интонационные стороны речи (высота тона, громкость, тембр, сила ударения) и экстралингвистические - включение в речь пауз, вздохов, смеха, плача и т.д.;

такесенические, т.е. динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя;

проксемические, т.е. ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование).

Использование целого ряда невербальных средств общения довольно жестко ограничено национальными, культурными и религиозными традициями того или иного народа. Если мимика, дающая ясное и четкое представление об эмоциональном состоянии человека, интерпретируется одинаково вне зависимости от национальности и культуры, то конкретный смысл таких невербальных знаков, как поза, жесты, дистанции или нормы приближения, различен в разных культурах.

Невербальные средства общения помогают в создании образа партнера по общению, служат для уточнения, а иногда и изменения смысла вербального сообщения, для придания или усиления эмоциональной окраски сказанного.

Несмотря на важность неречевых способов передачи информации, смысл сообщения, его содержание передается все-таки вербальным, или речевым, способом.

Умение правильно говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в Древней Греции. В настоящее время ему посвящено большое количество публикаций, поэтому кратко остановлюсь на самых существенных моментах, позволяющих сделать речь более красивой и убедительной:

речь должна быть четкой, тон - умеренным;

необходимо интонационно усиливать, выделять важные слова и подчинять им неважные;

смена темпа речи придаст ей выразительность;

до и после важных мыслей необходимо сделать паузу.

Самым трудным обычно является начало выступления. Оно должно быть кратким, достаточно одного или двух предложений, а иногда можно и вовсе обойтись без него.

Концовка речи - это тот элемент выступления, который помниться больше всего. Поэтому закончить свое выступление можно как подходящей к случаю цитатой, так и кратким резюме высказанных положений.

При произнесении речи важно смотреть не на пол или поверх собеседника, а на него. Выступление должно быть ясным, конкретным; если излагаемый факт является достаточно абстрактным, используйте примеры. Для усиления главного в излагаемом материале, эти мысли можно повторить, но не употреблять каждый раз одни и те же фразы. Не стоит пытаться охватить сразу много вопросов. Старайтесь избежать словесных штампов, избитых слов и выражений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Социально-психологические знания, навыки анализа ситуаций, возникающих в процессе общения, имеют огромное значение для построения эффективных отношений между людьми. С одной стороны, они помогают человеку лучше понять себя, свой внутренний мир, осознать социально-психологические аспекты своего «я»: социальные установки, стереотипы, стратегии поведения и взаимодействия, стиль общения, умение эффективно слушать, контролировать свои эмоции и адекватно понимать других людей. С другой стороны, такие знания позволяют лучше понять людей, создать такую ситуацию общения с ними, индивидуально настроившись на их внутреннее психическое состояние, которая наиболее плодотворно способствовала бы их творческому развитию, давала бы чувство защищенности.

Деловые отношения складываются, в основном, в малой группе, членом которой является конкретный индивид. Окружающие его люди играют огромную роль в формировании ценностей любого человека, и знание социально-психологических законов жизни, группы, умение их анализировать - важнейшая часть жизнедеятельности личности.

Используя различные виды и формы общения, группы людей могут наиболее эффективно взаимодействовать между собой и с окружающим миром, достигать желаемых результатов деятельности, принимать решения, развиваться и удовлетворять потребности в совместной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию». М.: 1997.

2.Ковпак Д., Каменюкин А. «Безопасное общение» 2012.

.Кузин Ф.А. «Культура делового общения» Практическое пособие. Практическое пособие. - М.: 2000.

.Лариненко В.Н. - Психология и этика делового общения - «Юнити», М.,1997

.Накамото С. «Гений общения, как им стать».2013.

.Рытченко Т.А., Татаркова Н.В. - Психология деловых отношений - МГУЭСИ, М., 2001

.Сухарев В.Л. Этика и психология делового человека. М.: 2003

1.Вступление.

2.Осноная часть:

а) средства общения;

б) умение правильно общаться;

в) слова великих людей об общении;

г) функция общения.

3. Заключение

Какова роль общения в жизни человека? Что мы понимаем под этим понятием?

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том

случае, если субъектами общения являются люди. Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Умеете ли вы ОБЩАТЬСЯ?

Уверена, что все скажут: « Да, конечно ». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное: “Привет! - Пока!”. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли.

Им вполне достаточно видеть друг друга. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы. Итак, что же всё-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник- Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей..."

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим". Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Психолог и социолог И.С. Кон пишет, что "люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому". Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Элементарная функция общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест... Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками - единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами - народами и расами. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей.

Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и др.

Какова же исходная точка любого общения, рождающего взаимопонимания или, напротив, непонимание, неприятие? Может быть, это - встреча, рукопожатие, приветствие, знакомство? Все вроде бы ясно. Чтобы вступить в общение, людям надо для начала увидеть друг друга, встретиться. Как же иначе?

Мы видим, что роль общения в жизни человека огромна! Невозможно представить не дня без общения. Оно необходимо человеку как воздух!

Список использованной литературы:

1 . Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996, с.56.

2 . Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида, психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976, с.125.

3 . Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994, с.231.

4 . Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. МГУ, 1987,с.75.

5 . Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 1988,с.121.

6 . Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга - М.: Знание, 1986,с.54.

7 . Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общение. - М.: Знание, 1990,с.287-288.

8 . Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986,

9 . Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,197,с.90

  1. Виды общения
  2. Функции общения
  3. Жесты и движения при общении
  4. Культура общения за столом
  5. Беседа за столом
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Общие понятия культуры общения

Культура общения - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Общение, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл общения делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией общения является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, общение представляет собой приближённую к повседневной жизни систему.

Одно из первейших правил, определяющих сам общение – поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самому себе.

Общение является одним из главных "орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается общение, теряют очень многое. Там, где присутствует общение, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той фирмой, где соблюдается общение. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что общение в силу своей жизненности создаёт приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Нужно запомнить, что общение помогает нам только тогда, когда нет внутреннего напряжения, рождающегося из попытки сделать по правилам общения то, что раньше мы никогда не делали.

Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.

В деятельности причины конфликта: предметно-деловые разногласия, расхождения личностных интересов.

Причина возникновения конфликта - непреодолимые смысловые барьеры в общении.

Конфликт - это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное - им можно и нужно управлять.

Структура конфликта:

  1. Носители противоречий - оппоненты;
  2. Возможности их определяются рангом:
    • первый ранг - представляет себя и свой цели в конфликте;
    • второй ранг - группы и групповые цели;
    • высший ранг - человек защищающий законы государства.

В акт общения входит сами коммуниканты (>2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием.

Схема коммуникативного акта:

К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент].

Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает:

  1. Обмен информацией между участниками.
  2. Обмен в процессе речи действиями и поступками.
  3. Восприятие общающихся людей друг другом.

Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте диссоциации (рассогласования) - формы содержания сообщения. Распознается при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы.

Виды общения

Выделяются различные виды общения.

  1. Возрастные.
  2. Половые.
  3. Профессиональные.
  4. Общекультурные.
  5. Образовательные.

Важный признак - уровень сформированности культуры общения.

Типы и виды коммуникативных актов.

  1. По содержанию:
    • производственные;
    • практико-бытовые;
    • межличностно-семейные;
    • научно-теоретические;
    • научно-практические;
  2. По форме контактирования:
    • прямые;
    • опосредованные (переписка).
  3. По типу связи:
    • двунаправленные (письмо);
    • однонаправленные (книги).
  4. По степени взаимодействия коммуникантов:
    • высокая;
    • удовлетворительная;
    • незначительная;
    • неудовлетворительная;
    • отрицательная.
      При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом.
  5. По результатам:
    • негативный, совершенно превратно понят;
    • нулевой, никак не можем понять друг друга;
    • позитивный.

Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности.

Коммуникабельная - хотеть и уметь говорить, быть инициативным в общении, уметь склонять к общению, экстраверт.

Некоммуникабельный - интроверт.

Психологический климат коллектива.

Коллектив - группа людей с межличностными отношениями и занимающаяся совместной деятельностью.

Интеграция - психологическое единство данной общности. Коллективистическое самоопределение - это первый феномен коллектива, обеспечивающий эту интеграцию. Это преобладающий способ реакции личности на групповое давление, выступает как особое качество межличностных отношений.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Показатели сплоченности коллектива:

  1. Ценностно-ориентационное единство - это сближение оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
  2. Адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности - носят в основном объективный характер - вклад каждого члена коллектива в общее дело в независимости от конечного успеха или неудачи совместной деятельности.

Функции общения

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.

Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

Жесты и движения при общении

Манера держаться – это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.

В манере поведения достаточно велика роль привычек. Они могут как подчёркивать достоинства человека, так и сводить к нулю самые лучшие черты.

Иногда человек ведёт себя неестественно и при этом теряет не меньше, чем в предыдущем случае. Быть естественным – одно из главных условий делового человека, так как попытка выглядеть иначе наиболее заметна со стороны.

Жесты и движения являются частью имиджа. Очень часто случается так, что именно жест показывает настроение, лицо человека даже тогда, когда он сам этого не хочет.

Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Можно расслабить в часы досуга, но в рабочее время подтянутость – неотъемлемая черта бизнесмена.

Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.

Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Наилучший вариант – размеренные движения, прямая осанка.

Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край,

Привычки машинально раскачивать ногой, ёрзать на стуле, периодически постукивать по нему каблуком относятся к разряду "неудобных”. Это может быть воспринято как нежелание продолжать разговор и др.

Беседуя, сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повёрнута немного наискосок.

Подпирать голову рукой при разговоре некрасиво. Это может означать скуку или усталость.

Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор.

Поднятые плечи или втянутая голова означают напряжённость, производят впечатление замкнутости.

Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создаёт впечатление, что человек внимательно слушает.

Не стоит делать то, что может быть рассуждено как затягивание времени в разговоре (закуривание сигареты, протирание стекол очков). Это выглядит попыткой уйти от ответа.

Если женщина садится в машину, она должна сначала сесть на сиденье, а затем втянуть ноги.

Выходя из машины, женщина сначала вытягивает ноги, а затем уж вылезает.

Телефонные переговоры, как неотъемлемая часть в жизни современного человека

Считается, что самое простое в деловом общении – телефонный разговор. На самом деле это далеко не так. Звонок по телефону должен так же подчиняться требованиям краткости, как деловая переписка и отправка факса.

Первым всегда представляется тот, кто звонит. Если на месте нет того абонента, с которым Вы хотели связаться, то представляться не обязательно. Достаточно будет поздороваться и попросить пригласить к телефону интересующего Вас человека. Если его нет – узнать, когда он будет на месте, или попросить что-либо передать ему и повесить трубку. Не нужно долго держать трубку, если на другом конце никто не отвечает. Не стоит спрашивать, с кем Вы говорите, можно лишь уточнить, правильно ли Вы набрали номер и дозвонились ли туда, куда хотели.

Поручать сотруднику или секретарю дозвониться до интересующего вас человека позволительно.

Если к телефону просят Вашего коллегу, то нельзя выяснять, кто его спрашивает.

Если вы ошиблись номером, то при следующем его наборе сразу уточнить, тот ли это номер, что Вам нужен.

В том случае, если Вы очень заняты, то телефон лучше отключать или попросить секретаря отвечать на телефонные звонки.

Заканчивает разговор тот, кто позвонил.

Культура общения за столом

Поведение в ресторане имеет ряд специфических особенностей.

Например, если Вы идёте в ресторан со своей спутницей, и решение это возникло спонтанно, то мужчина находит свободные места. Если же встреча была назначена заранее, то мужчина должен прийти немного раньше женщины, раздеться в гардеробе и узнать у официанта, где находится заказанный столик. Всё это необходимо делать до прихода приглашённой дамы. После это Вы встречаете женщину, помогаете ей раздеться и провожаете в зал.

Обычно перед входом в зал посетители осматривают себя в зеркало.

Перед зеркалом можно только поправить причёску, одежду, это касается и мужчин и женщин. Дефекты одежды и причёски устраняются в туалете.

В зал ресторана первым входит мужчина, а его спутница следует за ним. Если же первой в зал вошла женщина, то по пути к столику мужчина немного опережает её, показывает места и помогает занять самое удобное место.

Наиболее удобными местами обычно считаются: у стены – лицом к залу, в середине зала – лицом ко входу.

Мужчина садится после того, как села дама.

Не стоит садиться за столик к знакомым, если они первыми Вас не пригласят. Поблагодарите знакомых за приглашение и садитесь за др. столик.

Если Вы подсаживаетесь за столик к людям, которых не знаете, то знакомиться не обязательно. Необходимо лишь поздороваться и пожелать приятного аппетита.

Меню мужчина должен предложить женщине или прочесть сам. Если Вы пришли в ресторан с компанией, то читает кто-то один, и заказывает каждый индивидуально.

Не стоит громко звать официанта, стучать вилкой, ложкой или ножом по бокалу, выкрикивать что-нибудь. Лучше всего дождаться, когда официант будет поблизости от Вас, и жестом показать, что он Вам нужен.

Сидя за столиком нельзя причёсываться, насвистывать, петь. Не нужно играть попавшими под руку предметами.

Считается нетактичным переговариваться с сидящими за соседним столиком. Если возникла необходимость обсудить что-либо с людьми, сидящими за соседним столом, то лучше всего на пару минут подсесть к ним. Если мимо вашего столика проходят знакомые, то их нужно приветствовать, не вставая с места. Встать нужно, если завязался разговор.

Если Вы пришли со спутницей, и если стол большой, женщину следует посадить справа от себя, если стол маленький, то напротив.

В большой компании рассаживаться следует с учётом круга интересов и возраста (при условии, что это не банкет).

Если Вы пришли в компании, но без спутницы, то уделяйте внимание женщине, сидящей справа от Вас. На танец можно пригласить всех женщин. Если вы приглашаете на танец незнакомую женщину, не стоит быть навязчивым и приглашать её на танец более двух раз.

Во время танцев нельзя курить. Разговаривать желательно, но не обязательно. В случае, если женщина находится в ресторане со своим спутником, необходимо спросить у него разрешения пригласить даму на танец.

Покинуть ресторан первым обычно предлагает инициатор встречи.

Расчёт производится, когда все закончили есть.

При оплате счёта обычно придерживаются следующих правил:

  • если приглашение в ресторан исходило от одного человека, то обычно расплачивается он.
  • мужчина платит за приглашённую женщину. Однако женщина может расплатиться сама за себя.
  • если решение пойти в ресторан родилось в компании, то порядок расчёта необходимо оговорить заранее. Можно оплатить "вскладчину”, либо каждый за себя.

Недопустимо вести какие-либо дискуссии на эту тему после того, как счёт уже оплачен.

Требуемая сумма кладётся на тарелочку, на который подан счёт. Не привлекайте внимания к себе, когда Вы расплачиваетесь – это некрасиво. Мужчина должен помочь даме одеться.

Желательно проводить женщину до дома.

Беседа за столом

Наиболее общее правило – говорить за столом нужно о чём-либо спокойном, не следует затрагивать острых тем, предпочтительна остроумная и лёгкая беседа. За столом принято говорить на темы, повышающие аппетит.

Не стоит затрагивать вопрос о стоимости блюд и напитков.

За столом считается невежливым шептать на ухо вашему собеседнику.

Беседовать за столом желательно не только со своим партнёром, но и с ближайшими соседями. Любую беседу нужно вести так, чтобы не мешать еде.

Если необходимо что-либо сказать другому лицу, сидящему за вашим соседом, то говорят за его спиной. Разговор "через соседа” не должен быть долгим, он может состоять из реплики, шутки, небольшой фразы, но всё это в случае необходимости.

Не дотрагивайтесь до собеседника с целью привлечь его внимание.

Если во время беседы Вы хотите чихнуть, постарайтесь сделать это негромко и извиниться перед своим собеседником. Если же чихнул кто-нибудь из присутствующих, оставьте это без внимания, не нужно говорить: "Будьте здоровы!”

Не поворачивайтесь спиной, если намерены поговорить с соседом.

В беседе не стоит рассказывать о причинах, побуждающих не есть какое-либо блюдо – достаточно отказаться.

Самое подходящее время для того, чтобы произнести застольную речь или тост – перерыв или пауза между блюдами, когда присутствующие за столом не едят. Речь не должна быть долгой или слишком вычурной. Человек, который хочет взять слово, встаёт, слегка стучит по своей рюмке для того, чтобы привлечь внимание гостей и начинает говорить. Застольная речь заканчивается тостом.

Перед началом речи говорящий может попросить наполнить рюмки.

Невежливо продолжать есть или переговариваться со своими соседями в то время, как кто-нибудь говорит речь. Слушать надо молча.

Соотношение общения с этикетом

Слово «этикет» французского происхождения и означает «ярлык», «этикетка». В европейских языках в т.ч. и в русском, оно стало общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного поведения.

Этикет – это «установленный порядок поведения, формы обхождения в кА ком-либо общении». Первоначально этикет обозначал правило дворцового церемониала при французском королевском дворе, затем распространился в аристократических кругах.

Этикет в современном обществе имеет ряд разновидностей: дипломатический, военный, деловой, повседневного неформального общения. Этикет – это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или социальной группе правила поведения, посредством которых выражается уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается удобство общения, обеспечивается его соответствие эстетическим вкусам.

Этикет позволяет нам не только совершать правильные поступки в массовых, повторяющихся ситуациях, но и предписывает им определенные нормы речевого общения.

Этикет определяет и правила поведения в особых обстоятельствах жизни. Так, на похоронах недопустимо веселье, но необходимо выразить родным и близким сочувствие, соболезнование. На свадьбе, вечеринке принято быть веселым, дружелюбным, общительным и не портить другим настроение скорбным видом.

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Когда произносят слово "этикет", хочется добавить: "придворный", так часто встречается словосочетание "придворный этикет". И сразу в памяти всплывают пышные картины церемоний, блестящие наряды придворных дам с веерами и вельмож со шпагами, и с перьями на шляпах. Кавалеры низко склоняются в замысловатых поклонах и совершают сложные и ловкие движения шляпами, подметая перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в париках. Слышится музыка неторопливых менуэтов и обращения: "О, сударыня, если бы мне было позволено высказать свое восхищение!…" Понятно, что и вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным швырянием перчатки к ногам обидчика со словами вроде: "Имею честь предложить вам, сударь, скрестить вашу шпагу с моей, завтра же на рассвете у левой стены монастыря Сен-Жермен!" А вызываемый должен был подобрать брошенную перчатку, что означало бы: "вызов на дуэль принят", и ответить так, например: "Я всегда мечтал об удобном случае, сударь, чтобы преподнести вам урок фехтования именно в том месте и в то время, которые вы сами изволили назначить".

Но мы сейчас поговорим не об этикетах давно минувших дней, знакомым по романам Дюма или Вальтера Скотта, не будем останавливаться и на церемонии раскуривания трубки мира в североамериканских племенах индейцев. Существует много книг, рассказывающих нам о правилах хорошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец, и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом. Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами: "волшебными словами": пожалуйста, благодарю вас и т.д. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если при всей правильности и вежливости поведения, молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

Даже одеваясь (и еще раньше, приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек - спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Это просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.

"По одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулирует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.

Заключение

Культура общения должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого человека. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому человеку, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Беседа как метод получения психологической информации.

Беседа позволяет выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы и другое.

Сущность беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организованна в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания направленные на выявление качественного своеобразия изучаемого процесса, но при этом такие задания должны быть максимально естественным и нестандартны. Будучи таковой беседа не должна носить шаблоно-стандартный характер, она всегда должна быть максимально идеализирована.

Список литературы

  1. «Культура общения», Чернышева М.А., «Знание», 2006 г.
  2. «Общение делового человека» М. Максимовский.М.,2001 г.
  3. «Психология и этика делового общения». Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2007 г.
  4. «Культурология в вопросах и ответах», «Феникс», Ростов на Дону, 2000 г.
  5. Ночевник М.Н. «Человеческое общение». - М.: Политиздат, 2000 г.
  6. Войкунский А.Е. «Я говорю, мы говорим...»: Очерки о человеческом общение. - М.: Знание, 1999 г.

Похожие материалы

Похожие статьи

  • Почему имя Савва наделяет мудростью и силой своего обладателя?

    По ХигируИмя Савва древнееврейского происхождения. Означает: неволя, плен. Маленький Саввушка обычно растет крепышом, ни его здоровье, ни поведение не доставляют родителям никаких проблем: это жизнерадостный, добрый и спокойный ребенок....

  • Замораживаем рыжики на зиму Хранение соленых рыжиков

    Вкусные, питательные и полезные рыжики отлично подходят для добавления в повседневные блюда или в качестве изысканного угощения к праздничному столу. Наиболее популярным вариантом их приготовления является засолка холодным способом,...

  • Золотые кони хана батыя - легендарные сокровища, точное местонахождение

    из Энциклопедии чудес, загадок и тайн ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он...

  • Какую говядину лучше варить

    Покупка мяса - это самая существенная часть продовольственного бюджета любой семьи (за исключением вегетарианской). Кто-то предпочитает свинину, кто-то птицу, однако наиболее полезной и питательной считается говядина. Это мясо не самое...

  • Какие социальные сети существуют для общения с друзьями и родственниками

    Сегодня соцсети настолько прочно укоренились в нашей жизни, что состав пятерки самых популярных социальных площадок практически не меняется из года в год. Тем не менее, масштабы проникновения и использования этих соцсетей отличаются в...

  • Обзор самых новых лекарств от рака

    Предлагаю вашему вниманию простые, проверенные временем, средства народной медицины, которые помогут при онкологических заболеваниях .Звездчатка (мокрица). Сок растения, крепкий настой и отвар применяется для местных ванн и примочек при...